ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы обучающихся, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях обучающиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества. Цель: создание условий для интеллектуального и эстетического развития обучающихся. Задачи программы: Обучающие Знакомство обучающихся с основными понятиями в декоративном творчестве. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приемам работы с различными видами материалов. Развивающие Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии учащихся. Воспитательные Воспитание интереса к декоративному творчеству. Расширение коммуникативных способностей учащихся. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Уровень программы «стартовый», так как, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Образовательный материал построен с учетом предметных связей, дающих возможность создать в сознании ребенка единую картину законов красоты. Одним из главных принципов данного курса является чередование разных видов деятельности учащихся. Практические занятия носят комплексный характер и опираются на теоретические знания. Программа построена так, чтобы учащиеся приобретали практические навыки постепенно. Содержание и последовательность изучения практических тем курса подчинены принципам культуросообразности, природосообразности, базисного накопления знаний и практических навыков. Каждая последующая учебно-практическая тема базируется на предыдущей и участвует в раскрытии следующей. Учебно-педагогический процесс строится доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Обеспечение единства теоретической и практической подготовки учащихся достигается путем комбинированных занятий с широким использованием активных методов обучения, тематических бесед, уроков-практикумов, консультирования, демонстраций, дискуссий, участий в выставках, в ярмарках, посещений музеев и выставочных залов. Содержательная линия программы построена по концентрическому принципу с учетом ступенчатости в рамках следующих разделов: - Инструменты, материалы и приспособления. - Материаловедение - Цветоведение - Рисунок - Работа с бумагой - Работа с бисером - Работа с тканями На вводных занятиях предусмотрены беседы по истории возникновения декоративноприкладного искусства, полезно-познавательные экскурсы в мир тканей, цвета, рисунка. В разделе «Материаловедение» закрепляются и расширяются знания, полученные на уроках трудового обучения. Цель раздела – научить учащихся отличать натуральные волокна от химических, помочь ориентироваться в современном рынке тканей и более полно использовать их. Раздел «Рисунок» поможет дать детям общее представление об орнаменте, характерных особенностях его построения, познакомит с основными законами и свойствами композиции, поможет раскрыть понятия симметрии и асимметрии, равновесия и стилизации форм. В разделе «Цветоведение» большое внимание уделено изучению основных законов цветосочетания, цветовой гармонии, принципам построения композиции в цвете. Изложение теоретических знаний предшествует практическим занятиям и логически связано с изучаемым материалом. Теоретические занятия дополняют знания, полученные в школе, способствуют большей самостоятельности учащихся, расширяют их кругозор и диапазон интересов. Основным методом сообщения нового материала на занятии служит слово учителя, сопровождаемое демонстрацией изделий, показом технологических операций. На каждом этапе практикума используются комплексы средств обучения, которые обеспечивают достижение цели, создают условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме. Такими средствами обучения являются образцы изделий, таблицы по технологии, технические рисунки, приспособления (комплекты шаблонов и лекал). Специальное оборудование, как средство обучения для учащихся играет огромную роль. Прикладные умения невозможно понять и усвоить только с помощью теоретических методов обучения, нужно практическое их закрепление. На начальном этапе технология обработки изделий должна быть несложной, а время, затраченное на их изготовление - минимально, чтобы учащиеся смогли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса, стремлению к самостоятельности. При изготовлении изделий можно нацелить детей на общественно-полезный труд, т. е. на изготовление изделий для школьных ярмарок, подарков друзьям и учителям, памятных сувениров к праздникам. Темы занятий, учитывающие имеющиеся в распоряжении кружка материалы, приближены к интересам и потребностям школьников. У обучающихся наблюдается весьма существенная разница в усвоении знаний и умений, а также в способностях и в скорости формирования мыслительных операций. Уже этим обуславливается необходимость индивидуализации учебного процесса. По каждой теме предполагается разработка изделий разной сложности изготовления, так как в кружок приходят дети с разными способностями: одни усидчивы, лучше рисуют, быстрее привыкают находить красивые сочетания цветов; другим все это дается менее успешно. Требуется немалое терпение, чтобы приобрести необходимое умение в работе с материалом, добиться технической чистоты. Разная степень сложности учитывается и при обучении разновозрастных групп. Использование принципа личностно-ролевого участия школьников в учебном процессе позволяет передать учащимся ряд ролей, которые они смогут выполнять под руководством педагога. В разновозрастных (вертикальных) группах для выполнения некоторых учебных действий старшие воспитанники выступают в роли консультантов или руководителей, а то и педагогов группы младших воспитанников. Формирование у детей целостного восприятия прикладного творчества происходит в несколько этапов. На первом этапе ученики осваивают простейшее специальное действие, внутри которого складываются зрительно-моторные механизмы обобщенного восприятия произведения. На следующем этапе это действие преобразуется в сложную структуру совмещения в восприятии и воображении ребенка. Сначала дети овладевают простой формой технических действий, затем действия усложняются и, наконец, применяя эти действия для анализа работ, составляют содержательные характеристики изделий. Завершают цикл занятия, на которых ученики составляют и выполняют работы, основанные на собственном замысле, подбирая наиболее целесообразные методы обработки. Начиная работу с обучающимися, педагогу необходимо проводить входную диагностику - выявить имеющийся к началу обучения запас знаний и умений, выявить готовность к переходу на новые уровни знаний и умений. В процессе обучения необходимо проводить текущий и промежуточный контроль. После каждого этапа работы проводится обобщающий контроль, показывающий уровень обученности учащихся произошедшие в них изменения. Контроль практических умений осуществляется учителем в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся, при систематической операционной проверке выполняемых изделий, при осмотре изделий в целом, отборе готовых изделий для выставки. Уже на первых этапах обучения, важное значение, приобретает развитие у учащихся навыков самоконтроля, воспитание привычки самокритично оценивать результаты труда. Формой контроля теоретических знаний служат беседы, направленные на закрепление и систематизацию знаний, анализ и самоанализ изделий. Планируемые результаты Уметь: • работать с различными видами бумаги; • владеть навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, • планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия; • составлять простейшие композиции. • работать в коллективе, Знать: • разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок; основные приемы шитья; выполнять объёмные изделия; Результативность обучения отслеживается при помощи организации педагогического мониторинга на протяжении всего срока обучения. Текущий контроль проводится на каждом занятии в процессе выполнения самостоятельных и творческих работ с использованием метода педагогического наблюдения. Кроме того, проводится входящая диагностика (перед началом обучения) и итоговая (по окончании обучения), целью которой, является выявление нового уровня развития познавательных психических способностей ребенка (память, внимание, воображение). Учебный план № п/п Название темы 1 Вводное занятие 2 3 «Инструменты, материалы и приспособления для декоративного творчества» «Материаловедение» Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Формы контроля Опрос Контрольный тест 2 2 1 1 1 1 Педагогическое наблюдение Творческая работа 4 «Цветоведение» 2 1 1 Самоконтроль Педагогическое наблюдение Творческая работа 5 «Рисунки и шаблоны» 4 2 2 Анализ продуктов деятельности 6 «Работа с бумагой» 12 2 10 Педагогическое наблюдение Творческая работа «Работа с бисером» 6 2 4 8 «Работа с тканью» 10 2 8 9 «Декупаж» 10 2 8 7 10 «Работа с тестом» 10 2 8 11 «Изготовление цветов» 10 2 8 12 «Итоговая выставка» Всего часов: 2 72 2 18 Самоконтроль Педагогическое наблюдение Творческая работа Анализ продуктов деятельности Презентация проекта Педагогическое наблюдение Творческая работа Самоконтроль Педагогическое наблюдение Творческая работа Анализ продуктов деятельности Презентация проекта Педагогическое наблюдение Творческая работа 54 Содержание учебного плана 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теоретические сведения Истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства. Характерные особенности местного народного искусства. Характеристика традиционных видов декоративно-прикладного искусства, связанных с художественной обработкой тканей: лоскутная техника, батик, вышивка, аппликация. «Декоративное творчество» - современный вид декоративно-прикладного искусства. Основные сведения о данном виде творчества. Цели и задачи данного курса. Методика проведения занятий. Практические работы Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства. Ознакомление учащихся с изделиями, выполненными в технике декоративного творчества. Варианты объектов труда Образцы изделий 2. ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Теоретические сведения Знакомство с оборудованием кабинета. Специальные, индивидуальные и дополнительные рабочие места. Правила внутреннего распорядка. Основные инструменты и приспособления. Назначение, вспомогательные инструменты и приспособления. Основные материалы. Дополнительные материалы. Правила техники безопасности, требования санитарии и личной гигиены. Практические работы Подготовка индивидуального рабочего места. Варианты объектов труда Оборудование кабинета, инструменты и приспособления. 3. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ Теоретические сведения Понятие о волокне. Классификация текстильных волокон. Исторические научно-познавательные сведения о волокнах и тканях. Ассортимент тканей, их технологические свойства, используемые в декоративном творчестве. Практическая работа Изучение свойств текстильных волокон. Изучение физико-механических свойств материалов. Варианты объектов труда Образцы тканей 4. РИСУНОК Теоретические сведения Орнамент. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Мотивы орнамента. Виды орнамента. Орнамент геометрический, цветочный. Начальные понятия о пропорциях и ритме в орнаменте. Орнамент в полосе, прямоугольнике, круге. Использование орнамента в современном рукоделии. Стилизация растительных цветочных форм в декоративном оформлении. Общее понятие о ритме. Ритм в природе, живописи, музыке, рисунке. Закономерности ритма при построении орнамента рисунка, декоративных линий, конструкций, в цветовом сочетании. Правила перевода готового рисунка на техническую заготовку. Правила увеличения или уменьшения рисунка. Практические работы Выполнение орнамента в полосе, прямоугольнике, круге. Выполнение зарисовок на бумаге. Варианты объектов труда Эскизы рисунков для декоративной отделки. 5. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ Теоретические сведения Исторический экскурс в мир цвета. Смысловая нагрузка цвета и некоторые его свойства. Цветовая радуга. Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета. Цветовой круг. Гармония цвета. Гармонические сочетания цветов. Цветовой контраст. Методы создания орнамента в цвете. Практические работы Составление композиции при участии двух цветов. Составление композиции при участии 3-х, 4-х цветов и более. Варианты объектов труда Цветовые композиции 6. РАБОТА С БУМАГОЙ Теоретические сведения Исторический экскурс в мир бумаги. Свойства, цветовая радуга. Методы создания орнамента из бумаги. Практические работы Составление композиции из бумаги. Приемы работы с бумагой. Варианты объектов труда Бумажные композиции 7. РАБОТА С БИСЕРОМ Теоретические сведения Исторический экскурс в мир бисера. Некоторые его свойства. Цветовая радуга. Гармонические сочетания цветов. Цветовой контраст. Методы создания орнамента в цвете. Практические работы Составление композиции при участии двух цветов. Составление композиции при участии 3-х, 4-х цветов и более. Варианты объектов труда Изделия из бисера 8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ Теоретические сведения Исторический экскурс в мир цветов. Гармонические сочетания из цветов. Цветовой контраст. Методы создания цветов. Практические работы Составление цветочных композиции. Варианты объектов труда Цветочные композиции 9. РАБОТА С ТКАНЬЮ Теоретические сведения Понятие о волокне. Классификация текстильных волокон. Исторические научно-познавательные сведения о волокнах и тканях. Ассортимент тканей, их технологические свойства, используемые в декоративном творчестве. Практические работы Изучение свойств текстильных волокон. Изучение физико-механических свойств материалов. Составление композиции при участии нескольких видов тканей. Варианты объектов труда Текстильные композиции 10. ДЕКУПАЖ Теоретические сведения Исторический экскурс в мир декупажа. Методы создания изделий в технике декупаж. Основные инструменты и приспособления, назначение. Вспомогательные инструменты и приспособления. Практические работы Составление композиций Варианты объектов труда Образцы готовых изделий 11. РАБОТА С ТЕСТОМ Теоретические сведения Исторические и научно-познавательные сведения о тесте. Понятие о тесте. Классификация основных видов теста, их технологические свойства. Практические работы Способы приготовления различных видов теста. Варианты объектов труда Образцы различных видов теста. 12. ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА Подготовка к большой итоговой выставке. Организация и проведение выставки. Требования к уровню подготовки выпускников должны знать: об истории возникновения декоративного творчества; используемые термины; технологию изготовления базовых изделий; должны уметь: организовать рабочее место; пользоваться приспособлениями, основными и дополнительными инструментами; выполнять правила техники безопасности и требования санитарии и личной гигиены; переводить готовые рисунки из альбома на техническую заготовку; пользоваться готовыми лекалами и рисунками; выполнять зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки, а также владеть способами перевода рисунка; подбирать ткань по волокнистому составу, по структуре, по цветовой гамме; оценивать результаты этапов работы, корректировать свою деятельность. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебный кабинет Технические средства обучения (средства ИКТ) ноутбук мультимедийный проектор (1шт.) магнитная доска (1 шт.) Мебель стол педагога (1 шт.) стул педагога (1 шт.) столы ученические (14 шт.) стулья ученические (28 шт.) Список использованной литературы 1. Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы, М.: Сталкер, 2014 2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования, М.: Школьная пресса, 2016 3. Немов Р.С. Психология образования, М.: Владос, 2018 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество. России, 2016 5. Сокина Т.Н. Нормативное обеспечение организации дополнительного образования различных категорий детей: Сборник документов. Вып. 1. Екатеринбург: объединение «Дворец молодежи», 2014 6. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование: Словарь-справочник, М.: АРКТИ, 2016 Интернет ресурсы: • Бумагия – курсы бумажного дизайна, http://www.bu-magia.ru/kniga.html • Изделия из бумаги своими руками для детей. Схемы, шаблоны, инструкции, https://handsmake.ru/izdeliya-iz-bumagi-svoimi-rukami.html Электронные образовательные ресурсы: Сайт «Страна мастеров». Техники Сайт «Рукоделие. Мастер-классы». Сайт «Рукоделие и декор. Идеи, советы, уроки». Сайт «Мастер-классы по рукоделию». Тематическое планирование Место проведения: кабинет №118 № п/ п Форма занятия Кол- Тема занятия во часов 1 Комбинированное занятие 2 2-3 Практическая работа 2 2 Формы контроля Вводное занятие. Беседа Инструменты, материалы и приспособления. Ознакомление учащихся с изделиями, выполненными в технике декоративного творчества. Инструменты, материалы и приспо- Анализ продуктов деясобления тельности Материаловедение. Виды тканей. Свойства тканей 4 Комбинированное занятие 2 Цветоведение. Понятие - «цвет», сочетание цветов. 5-6 Мастер - класс 2 Рисунки и шаблоны. Понятия: «рисунок», «шаблон». 2 Рисунки и шаблоны. Использование инструментов и приспособлений. . Педагогическое наблюдение 7 Комбинированное занятие 2 Работа с бумагой. Историческая справка. Педагогическое наблюдение 8-10 Практическое занятие 2 Работа с бумагой. Виды бумаги. Анализ продуктов деятельности 2 Работа с бумагой. Инструменты, мА 2 2 Работа с бумагой. Правила ТБ. Работа с бумагой. Основные формы: Педагогическое прямоугольник, квадрат. наблюдение 11 Комбинированное занятие 12-13 Практическое занятие 14 Беседа. Практикум 2 Работа с бисером. Традиции предков. 2 Работа с бисером, виды бисера. 2 Работа с бисером. Приемы работы с бисером. Выполнение композиции. Педагогическое наблюдение Беседа 15-16 Комбинированное занятие 2 2 Работа с тканями. Историческая справка. Работа с тканями. Понятие – «ткань» Педагогическое наблюдение 17 Комбинированное занятие 2 Работа с тканями. Виды тканей, состав. Анализ продуктов деятельности 18 Комбинированное занятие 2 Работа с тканями. Нанесение рисунков на ткань. Анализ продуктов деятельности 19 Комбинированное занятие 2 Работа с тканями. Составление композиции. Анализ продуктов деятельности 20 Практикум 21-22 Практическое занятие 23-24 Практическое занятие 25-26 Практическое занятие Педагогическое наблюдение 2 Декупаж. Инструменты, материалы и приспособления. 2 Анализ продуктов деятельности 2 Декупаж на деревянной поверхности. Декупаж на стекле. 2 Декупаж. Составление композиций 2 Декупаж. Составление композиций Анализ продуктов деятельности 2 Работа с тестом. Рабочее место и инструменты. Работа с тестом. ТБ. Составляющие для теста. Педагогическое наблюдение 2 27 Практикум 2 Работа с тестом. Приготовление теста. Педагогическое наблюдение 28 Практикум 2 Работа с тестом. Приёмы работы с тестом. Педагогическое наблюдение 29-30 Практическое занятие 2 2 31 Работа с тестом. Составление компо- Анализ продуктов деязиций тельности Работа с тестом. Составление композиций Практическое занятие 2 Инструменты и приспособления для цветов. Педагогическое наблюдение 32 Практическое занятие 2 Изготовление цветов на проволоке. Педагогическое наблюдение 33 Практикум 2 Изготовление цветов из бумаги. Педагогическое наблюдение 34 Практикум 2 Изготовление цветов для подарка. Анализ продуктов деятельности 35 Практикум 2 Изготовление композиции. Анализ продуктов деятельности 36 Практикум 2 Выставка Анализ продуктов деятельности Всего 72