Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы «Математические ступеньки» С. И. Волковой и рассчитана на 66 часов из расчёта 2 часа в неделю (учебных недель 33). Продолжительность занятия составляет 25 минут. Данная программа ориентирована на работу по пособию «Математические ступеньки» С. И. Волковой. – М.: Просвещение, 2019. Курс «Математические ступеньки» ориентирован на структурные и методические особенности учебников математики для начальной школы Г. В. Дорофеева (УМК «Перспектива»). Цель данного курса – общее развитие ребёнка, включающее в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Основные задачи математического развития дошкольников: целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей детей; развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания; формирование умения общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счётным раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остаётся практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя наблюдения, выполняя действия с предметами, зарисовывая, раскрашивая и т.п. В курсе реализуется основная методическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребёнка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Содержание программы Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 1 до 10. Счёт предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие: внимания: простейшие лабиринты, игры «Весёлый счёт», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую и др.; памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. Планируемые результаты В результате изучения курса дошкольники будут знать: - различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке; определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; - знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; - проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.) № п/п 1 2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-33 34-35 36-38 39-40 41-42 43 44 45-46 47-53 54 55-56 57-58 59-60 Календарно-тематическое планирование Тема занятия Количество Сроки часов По плану По факту Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа (25 ч) Знакомство с детьми. Ознакомление с пособием, особенностями работы в нём. 1 Октябрь Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа). Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, 1 Октябрь больше – меньше. Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. 2 Октябрь Ориентация на плоскости: слева, справа. 2 Октябрь Длина. Длиннее – короче. 2 Октябрь Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 2 Ноябрь Закрепление пройденного материала. 2 Ноябрь Круг. Многоугольники: треугольник, четырёхугольник. 2 Ноябрь Прямоугольник. Квадрат. 2 Ноябрь Закрепление пройденного материала. 3 Декабрь Сравнение по времени: позже, раньше. 2 Декабрь Сравнение объектов по массе: лёгкий – тяжёлый, легче – тяжелее. 2 Декабрь Закрепление пройденного материала. 2 Декабрь-январь Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел (41 ч) Число и цифра 1. Понятия «один – много». 2 Январь Число и цифра 2. Понятие «пара». 2 Январь Число и цифра 3. Состав числа 3. 4 Январь-февраль Повторение пройденного материала. 2 Февраль Число и цифра 4. Состав числа 4. 3 Февраль Число и цифра 0. 2 Февраль-март Число и цифра 5. Состав числа 5. 2 Март Понятие «равенство». Знак «=». 1 Март Действие сложение. Конкретный смысл действия сложения. Знак «+». 1 Март Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитания. Знак «-». 2 Март Повторение и закрепление пройденного материала. 7 Март-апрель Число и цифра 6. 1 Апрель Число и цифра 7. 2 Апрель Число и цифра 8. 2 Апрель Число и цифра 9. 2 Май 61-62 63-66 Повторение и закрепление пройденного материала. Число 10. Особенности записи числа 10. 2 4 Май Май Программное и учебно-методическое обеспечение 1. С. И. Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5 – 7 лет. М.: Просвещение, 2019. 2. Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет «Преемственность». Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012. 3. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012.