Рабочая программа_Математические ступеньки

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Математические ступеньки» С. И. Волковой и рассчитана на 66 часов из расчёта 2 часа в неделю (учебных недель 33). Продолжительность занятия составляет 25 минут. Данная программа ориентирована на работу по
пособию «Математические ступеньки» С. И. Волковой. – М.: Просвещение, 2019.
Курс «Математические ступеньки» ориентирован на структурные и методические особенности учебников математики для начальной
школы Г. В. Дорофеева (УМК «Перспектива»).
Цель данного курса – общее развитие ребёнка, включающее в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием
возможностей и особенностей математики.
Основные задачи математического развития дошкольников:




целенаправленное и систематическое развитие познавательных способностей детей;
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания;
формирование умения общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счётным раздаточным
материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остаётся
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя наблюдения, выполняя действия с предметами, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
В курсе реализуется основная методическая идея – развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребёнка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным
подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по
размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из
которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 1 до 10. Счёт предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Цифра и
число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие
первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте
мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
 внимания: простейшие лабиринты, игры «Весёлый счёт», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
 воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую и др.;
 памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
 мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты

В результате изучения курса дошкольники будут знать:
- различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке; определять, где
предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей
действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения
заданий и др.)

№ п/п

1

2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-33
34-35
36-38
39-40
41-42
43
44
45-46
47-53
54
55-56
57-58
59-60

Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Количество
Сроки
часов
По плану
По факту
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа (25 ч)
Знакомство с детьми. Ознакомление с пособием, особенностями работы в нём.
1
Октябрь
Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа).
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький,
1
Октябрь
больше – меньше.
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.
2
Октябрь
Ориентация на плоскости: слева, справа.
2
Октябрь
Длина. Длиннее – короче.
2
Октябрь
Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.
2
Ноябрь
Закрепление пройденного материала.
2
Ноябрь
Круг. Многоугольники: треугольник, четырёхугольник.
2
Ноябрь
Прямоугольник. Квадрат.
2
Ноябрь
Закрепление пройденного материала.
3
Декабрь
Сравнение по времени: позже, раньше.
2
Декабрь
Сравнение объектов по массе: лёгкий – тяжёлый, легче – тяжелее.
2
Декабрь
Закрепление пройденного материала.
2
Декабрь-январь
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел (41 ч)
Число и цифра 1. Понятия «один – много».
2
Январь
Число и цифра 2. Понятие «пара».
2
Январь
Число и цифра 3. Состав числа 3.
4
Январь-февраль
Повторение пройденного материала.
2
Февраль
Число и цифра 4. Состав числа 4.
3
Февраль
Число и цифра 0.
2
Февраль-март
Число и цифра 5. Состав числа 5.
2
Март
Понятие «равенство». Знак «=».
1
Март
Действие сложение. Конкретный смысл действия сложения. Знак «+».
1
Март
Действие вычитание. Конкретный смысл действия вычитания. Знак «-».
2
Март
Повторение и закрепление пройденного материала.
7
Март-апрель
Число и цифра 6.
1
Апрель
Число и цифра 7.
2
Апрель
Число и цифра 8.
2
Апрель
Число и цифра 9.
2
Май

61-62
63-66

Повторение и закрепление пройденного материала.
Число 10. Особенности записи числа 10.

2
4

Май
Май

Программное и учебно-методическое обеспечение
1. С. И. Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5 – 7 лет. М.: Просвещение, 2019.
2. Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет «Преемственность». Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012.
3. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».