Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программ «Познавательная грамматика» и «Волшебное письмо от крючка до точки» Н. А. Федосовой и рассчитана на 66 часов из расчёта по 2 часа в неделю (учебных недель 33). Продолжительность занятия составляет 25 минут. Данная программа ориентирована на работу по пособию «От слова к букве» Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2019. Цель данного курса – практическая подготовка детей к обучению чтению и письму. Основные задачи: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие); создание предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с подготовкой к обучению письму. В работе с детьми используются преимущественно игровые методы: инсценирование эпизодов литературных произведений, игровые импровизации, различные конкурсы и т.д. Содержание курсов направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание программы по подготовке детей к обучению чтению - развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); - чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; - беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характером основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства – эпитеты, сравнения без использования терминологии); - разучивание наизусть и выразительное чтение; - развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи; - расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; - составление рассказов по картине; - правильное произношение звуков, выделение звуков из слов по порядку, различение гласных и согласных звуков, обозначение их с помощью цвета и печатных букв; - выделение звуков в начале, в середине и в конце слова, сопоставление слов по звуковой структуре. Содержание программы по подготовке детей к обучению письму - готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; - знакомство с правилами письма – правильная посадка при письме, положение листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; - работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; -знакомство с контуром предмета и его особенностями; - моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации. Планируемые результаты - ориентироваться в ситуациях, соответствующим различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета – приветствие, прощание, благодарность, просьба; - осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко – тихо, быстро – медленно, весело – грустно и т.д.; - артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; - оценивать звучание собственного голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; - обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; - использовать соответствующие ситуации темп, громкость; - следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное; - сообщать определённую информацию, договариваться о совместной деятельности; - соблюдать культуру слушания: вежливое, внимательное слушание; - правильно произносить все звуки; - отчётливо и ясно произносить слова; - выделять из слов звуки; - находить слова с определённым звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; - составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила; - ориентироваться на странице тетради. Календарно-тематическое планирование курса «От слова к букве» № п/п Тема занятия Количество Сроки часов По плану По факту 1 Составление рассказа по теме «Осень». 1 Октябрь 2 Осенний наряд деревьев. 1 Октябрь 3 Игрушки. 1 Октябрь 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-20 21 22 23 24-25 26 27 28-30 31 32 33 34 35 36-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-51 52-53 Составление рассказа по картинке «Осенний урожай». Звуки осени. Осень в городе. Осень в лесу. Осень в деревне. Общие признаки предметов и их различия. Формирование чёткого произношения звуков. Составление рассказа на тему «Зима». Составление рассказа на тему «Зимние забавы». Описание предмета. Зимняя прогулка. Составление рассказа на тему «Животные зимой». А. С. Пушкин «Зима». Загадки о животных. Закрепление изученного материала. Работа со словами на тему «Перелётные птицы». Весенние заботы. Составление рассказа по картинке. Дополнение рассказа. Совершенствование и развитие речи. К. Ушинский «Ласточка». Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Закрепление изученного материала. Составление предложений по заданному началу. Составление рассказа по картинке. Составление рассказа на тему «В лесу». Л. Толстой «Нашли дети ежа». Составление рассказа на тему «Мир вокруг нас». Совершенствование и развитие речи. Семья. Самообслуживание. Составление предложений о себе. К. Ушинский «Бишка». С. Дрожжин «Тени вечера сгущаются» Профессии. Школа. Класс. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 1 1 4 2 2 2 2 2 2 2 Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь-январь Январь Январь Январь Январь Январь Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль-март Март Март Март Март-апрель Апрель Апрель Наша группа. 2 Апрель Школьные принадлежности. 2 Апрель-май На занятиях. 2 Май Закрепление изученного материала. 2 Май К. Ушинский «Дятел». 1 Май К. Ушинский «Мышки». 1 Май Сказки народов мира о животных. 1 Май Составление сказки по рисунку. 2 Май Программное и учебно-методическое обеспечение 1. Н. А. Федосова. «От слова к букве». Пособие для детей 5 – 7 лет. - М.: Просвещение, 2019. 2. Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет «Преемственность». Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012. 3. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012. 54-55 56-57 58-59 60-61 62 63 64 65-66