Приложение № 4.1 к ООП ООО МАОУ СОШ № 136 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 136 Принято на Педагогическом совете (Пр. № 8 от 17.06.2022 г.) Утверждено Пр. № 270 –о от 17.06.2022 УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 136 на 2022-2023 учебный год (6-9 классы) г. Екатеринбург, 2022 1 Приложение № 4.1 к ООП ООО МАОУ СОШ № 136 (Пр. № 270-о от 17.06.2022 г.) Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 136 на 2022-2023 учебный год Общие положения. Учебный план является частью Основной образовательной программы МАОУ СОШ № 136 на уровне основного общего образования и ориентирован на 5-летний нормативный срок реализации ООП ООО. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план на уровне основного общего образования состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих ООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Количество учебных часов за 5 учебных лет на уровне ООО составляет не менее 5267 часов и не более 6020 часов. Нормативная база разработки Учебного плана Учебный план МАОУ СОШ № 136 разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции); - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); 2 - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15; - Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 136, утвержд. Приказом № 165-о от 28.08.2019 года (с изменениями и дополнениями); - Устав МАОУ СОШ № 136, утвержден Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 249/46/36 от 20.02.2016 г. (с дополнениями и изменениями); - Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год, утвержденный Пр. № 271-о от 17.06.2022 г. С учетом методических рекомендаций и писем: - Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД -39/04 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, общеобразовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2016 № 08-1803 «О реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; - Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2017 г. № МОН-П617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2018 № 081214 «По вопросу обязательного изучения «Второго иностранного языка» на уровне основного общего образования». В соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми документами Учебный план является нормативно-правовой основой МАОУ СОШ № 136, который разрабатывается самостоятельно и относится к исключительной компетенции образовательной организации. Режим реализации Учебного плана на 2022-2023 учебный год. Общее количество классов, реализующих программы основного общего образования (2010 г.) – 9. Количество классов в параллели: 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 3 2 2 2 Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком (утвержден приказом № 271-о от 17.06.2022 г.). Продолжительность учебного года в образовательном учреждении составляет 34 учебные недели и делится на четыре четверти, являющимися периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. 3 Для обучающихся основного общего образования продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Обучение организуется в одну смену. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 1.2.3685-21. Недельная нагрузка при 5ти дневной учебной неделе составляет: - в 6 классах - не более 30 часов, - в 7 классах – не более 32 часов, - в 8 – 9 классах – не более 33 часов. Объем домашних заданий (по всем предметам учебного плана) предполагает затраты времени на его выполнение: для учащихся 6-8 классов – не более 2,5 час., 9 классы – не более 3,5 часов. Продолжительность урока составляет 40 минут. Расписание занятий предусматривает перерывы не менее 20 минут для приема пищи и не менее 10 минут для отдыха обучающихся. При наполняемости класса 25 человек класс делится на 2 группы при проведении занятий по учебным предметам «Технология», «Информатика». Особенности Учебного плана. Обязательная часть учебного плана основного общего образования включает: - состав учебных предметов обязательных предметных областей, для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательного учреждения, реализующую образовательную программу основного общего образования, - учебное время, отводимое на организацию и освоение учебных предметов по классам (годам) обучения. В учебном плане основного общего образования представлены все основные образовательные области и входящие в них учебные предметы, что позволяет заложить фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся: - предметная область «Русский язык и литература» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литература»; - предметная область «Родной язык и родная литература» - «Родной язык (русский)», «Родная литература (на русском языке)»; - предметная область «Иностранные языки» - «Иностранный язык (английский)», «Второй иностранный язык (немецкий)»; - предметная область «Математика и информатика» - учебные предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»; - предметная область «Общественно-научные предметы» представлена учебными предметами «История России. Всеобщая история», «География», «Обществознание»; - предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; - предметная область «Естественно-научные предметы» - учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология»; - предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство»; - предметная область «Технология» - учебный предмет «Технология»; - предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура». С целью формирования технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся в 8 классах по учебному предмету «Технология» увеличено количество часов до 2-х за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений. В 9 классе введен элективный курс «Человек и профессия» из расчета 1 час в неделю за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений. 4 Данный курс нацелен на формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. На изучение предмета «Физическая культура» отводится 2 часа в неделю. Формирование у обучающихся 6-9 классов компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья организуется через: - преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью; - участие в деятельности школьных спортивных секций; - демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); - участие в соревновательной деятельности и др. Дополнительная двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности обеспечивается так же за счет: физкультминуток, организованных подвижных игр на переменах, Дней Здоровья и досуга. Учебный план ООО обеспечивает реализацию требований ФГОС основного общего образования. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Данная часть учебного плана определяет содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательного учреждения. С целью формирования финансово-экономических понятий, применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики для обучающихся основного общего образования введен элективный курс «Финансовая грамотность» (из расчета 1 час в неделю, за весь курс обучения 170 час.). Для обучающихся 6 классов продолжается реализация элективного курса «Естествознание», направленного на формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла (в частности, к физике и химии), из расчета 1 час в неделю. Для учащихся 7 классов введен в учебный план курс «От слова к словесности», направленный на формирование читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитие творческого потенциала учащихся, их речи (из расчёта 1 час в неделю, за год 34 час.). Факультативный курс «За страницами учебника математики» для обучающихся 9 классов направлен на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, и рассчитан на 34 часа за год (1 час в неделю). Для обучающихся 9-классов в учебный план включен факультативный курс «Русская словесность», из расчета 1 час в неделю, за год – 34 часа. Содержание курса направлено на получение учащимися представлений о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии, приобретение умения воспринимать произведения, созданные в разные эпохи (34 час. в год, 1 час в неделю). Распределение обязательной части учебного плана соответствует требованиям образовательных программ по предметам, реализуемым в 6-9-х классах: 1) 70% учебного времени в каждом предмете – учебная деятельность в урочной форме. 2) Не менее 30% учебного материала в каждом предмете - учебные занятия в иных формах учебной деятельности (например, учебный проект, экскурсия, лабораторные и творческие мастерские и др.). 5 Формы промежуточной аттестации обучающихся. Освоение образовательной программы завершается промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся. Формы и периодичность аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Формами промежуточной аттестации являются: - накопительная балльная система оценки результатов деятельности обучающегося (оценивание результатов учебной деятельности за учебный год); - итоговое собеседование по русскому языку в 9 классах. Обязательной формой промежуточной аттестации в 9 классе является итоговое собеседование по русскому языку как условие допуска к ГИА. Результатом итогового собеседования по русскому языку является "зачет" или "незачет". В случае если обучающийся получил за итоговое собеседование по русскому языку неудовлетворительный результат ("незачет"), он допускается повторно к проведению итогового собеседования в дополнительные сроки. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для: - перевода обучающихся 6-8 классов в следующий класс; - допуска обучающихся 9-х классов к государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1513. Организация промежуточной аттестации Класс Учебный период Форма промежуточной аттестации 6-9 В течение четвертей Накопительная балльная система оценки результатов деятельности обучающегося (результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в классном журнале в виде отметок по пятибалльной системе) 1 четверть Подведение итогов текущего контроля успеваемости 2 четверть обучающихся (четвертная отметка выставляется на 3 четверть основании текущих отметок по показателю 4 четверть средневзвешанного балла в классном журнале и электронном дневнике) Учебный год Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок в соответствии с правилами математического округления до целого числа в пользу обучающегося 9 Итоговые отметки за Итоговые отметки за 9 класс по учебным предметам 9 класс «Русский язык», «Математика» и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. В случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные предметы «Алгебра» и «Геометрия», то в графе «Наименование учебных предметов» указывается учебный предмет «Математика», а итоговая отметка за 9 класс по 6 указанному учебному предмету определяется как среднее арифметическое годовых отметок по учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия» и экзаменационной отметки выпускника. Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс. 9 Итоговое собеседование (ИС) 9 ГИА ИС как условие допуска к ГИА проводится во вторую среду февраля последнего года обучения, либо в сроки, определенные нормативными правовыми актами (информационными письмами) Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) по темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Результат ИС является «зачет» или «незачет». В соответствии с Порядком: К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. В качестве итоговых контрольных работ по русскому языку и математике используются материалы ВПР по данным предметам. Для удовлетворения познавательных интересов учащихся, развития их активности, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя, в образовательном учреждении организуется внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Эти направления в 6-9 классах комплексно реализуются через программы внеурочной деятельности (регулярные занятия), вынесенные за пределы Учебного плана. 7 Учебный недельный и годовой план основного общего образования на 2022-2023 учебный год. Предметные области Учебные предметы VI VII VIII IX Классы Обязательная часть Русский литература язык и Русский язык Литература Родной язык и родная Родной язык (русский) литература Родная литература (на русском языке) Иностранные языки Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий) Математика и Математика информатика Алгебра 5/ 170 3/ 102 0.5/ 17 0.5/ 17 3/ 102 Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Основы духовнонравственной культуры народов России Естественно-научные предметы 3/ 102 2/ 68 3/ 102 3/ 102 3/ 102 1/ 34 3/ 102 3/ 102 3/ 102 2/ 68 1/ 34 2/ 68 1/ 34 2/ 68 3/ 102 2/ 68 1/ 34 2/ 68 1/ 34 2/ 68 3/ 102 2/ 68 1/ 34 2/ 68 1/ 34 2/ 68 2/ 68 2/ 68 2/ 68 2/68 1/34 2/ 68 2/ 68 2/68 5/ 170 Геометрия Общественно-научные предметы 4/ 136 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 Основы духовнонравственной культуры народов России Физика Химия Искусство Биология Музыка 1/34 1/34 1/34 1/34 8 Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура и Основы безопасности Основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Физическая культура Итого по обязательной части Часть, формируемая участниками образовательных отношений От слова к словесности Русская словесность За страницами учебника математики Человек и профессия Естествознание Финансовая грамотность Итого по части, формируемой образовательных отношений Итого: 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 2/ 68 28/ 952 2/ 68 30/ 1020 1/34 2/ 68 32/ 1088 1/34 2/ 68 29/ 986 2 2 1/34 1 4 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 30/ 1020 2/68 32/ 1088 участниками 1/34 1/34 4/ 1/34 136 33/ 33/ 1122 1122 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)