Программа_Изостудия

Департамент образования администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 136
г. Екатеринбург

Принято
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2019г.

«Утверждено»
___________ Л.Г. Шершнева
Приказ №167-0 28.08.2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

Возраст обучающихся: 8-12лет
Срок реализации: 1 года

Автор-составитель:
Шадрина Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2021
1

Пояснительная записка
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством
любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно
вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к культуре родного
края.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход,
зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников:
I группа – 2 класс
II группа – 4 класс
III группа – 5-6 класс
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры».
Приобщаясь на уроках к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска
человечества, ученик осознает принадлежность к культурной идентичности на основе
признания своего «Я» как гражданина России, обогащает свой эмоционально - нравственный
потенциал.
Актуальность программы: Предлагаемая программа рассчитана на учащихся,
увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью,
нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проходят во внеурочное время
один раз в неделю.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству,
диктует необходимость для воспитанника экспериментировать с разными художественными
материалами, понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях,
поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В данную программу введен
региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей,
традиций родного края (Самарской области), на примере творчества местных художников.
Цель рабочей программы: Дать возможность детям проявить себя, творчески
раскрыться в области изобразительного искусства.
Цели художественного образования и эстетического воспитания.
-развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественнотворческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии,
зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного
искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного
языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
-формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
-приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения
окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных
функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства,
скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
-овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности;
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также
психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Задачи реализации программы:
-развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или
ином виде искусства;
-научить приемам исполнительского мастерства;
2

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий,
используемых в опыте мастеров искусства.
-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством родного края;
-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,
наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом
процессе;
-воспитание художественного вкуса;
-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической
компетентности;
-формирование умений и навыков художественного самообразования.
Задания направлены на освоения языка художественной выразительности станкового
искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного
искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной
пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных
правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной
деятельности, развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развития умения
контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости
от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение
осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.
При изучении отдельных тем предмета искусство большое значение имеет
установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики,
физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки,
экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для
жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и
зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать
явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
применять художественно-выразительные средства разных искусств
в своем творчестве.
Ожидаемые результаты:
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в
процессе обучения обеспечивает личностные, предметные, метапредметные результаты. У
школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные
ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается
художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление,
стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных
проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и
эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о
мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение
способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы
деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
применение методов познания через художественный образ для изучения различных сторон
окружающей действительности;
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями
культуры;
3

умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, взаимодействовать с
другими людьми для достижения цели, оценивать достигнутые результаты;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по
поводу произведений искусств;
формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством: исследовательские
умения, коммуникативные умения, информационные умения;
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к
искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной)
художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог,
аргументировать свою позицию.
Учащиеся научатся:
-аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая
свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением
произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при
индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме,
взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в
совместной деятельности;
-участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и
оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной
задачей.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные
виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений,
нравственно-эстетические ценности художественной культуры Свердловской области.
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в
целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в
этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и
социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их
взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии,
изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных
иллюстраций и др., театра – оперы и балета.
По итогам обучения учащиеся должны знать и уметь:
 ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, различать истинные и ложные ценности;
 организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и
применять на практике способы их достижения;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и
качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их
роль в творческой и исполнительской деятельности.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
4

-экскурсия

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I группа
Количество
часов

Тема

Формы контроля

1. Вводное занятие

1

Входной контроль в виде
фронтального опроса.

2. Восхитись красотой нарядной осени

9

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

3. Любуйся узорами красавицы зимы

14

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

4. Радуйся многоцветью весны и лета

10

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

5. Итоговая выставка

2

Педагогическое
наблюдение.

Всего

36

Содержание изучаемого курса программы
I группа (2 класс)
1.Вводное занятие (1 час). Изобразительное искусство — раздел пластических
искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство
окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и
скульптуры
Ознакомление с планом работы, с целями, задачами. Правила работы и поведения.
Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Методика
проведения занятий.
2. «Восхитись красотой нарядной осени» (9 часов).
Практическая часть: Изобразительная викторина «Цвета радуги». Палитра теплых цветов.
Какого цвета осень. Щедра осенью земля – матушка. В осеннем саду. В чем секрет узора
хохломы. Элементы росписи Хохломы. В золоте хохломы – золото осени. Казаки. Казачий
народный костюм
Теоретические сведения: художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия,
форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент,
симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование.
3. «Любуйся узорами красавицы зимы» (14 час ).
5

Практическая часть: Краски зимней природы. Узнай цвета солнечного снежного пейзажа.
Герои русских народных сказок. Изображаем зиму пастелью. Экспериментируем с
графическими материалами. Силуэты сказочных героев. Наша новогодняя елка. В царстве
Матушки-Зимы. На родине каргопольской игрушки. Твоя мастерская игрушки. Богатыри
земли русской. Жители слободы Дымково
Теоретические сведения: художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия,
форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент,
каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование,
экспериментирование с бумагой. сюжет.
4. «Радуйся многоцветью весны и лета» (10часов).
Практическая часть: Жители слободы Дымково. Ярмарочный городок. Твоя мастерская
игрушки. Красота весенней природы. Птицы – вестники весны. Весна красна цветами.
Чудесная веточка. Весна. Коллаж. Краски лета. Ясный день и теплый вечер. Пейзаж. Бабочки
и стрекозы. Тушь и перо. Какого цвета страна родная.
Теоретические сведения.: художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия,
форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент,
каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование,
экспериментирование с бумагой. сюжет.
5. Итоговая выставка. Наши достижения. Подготовка к итоговой выставке. Организация и
проведения вернисажа.

№
п/п
1

2
3

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2022 учебный год
Место проведения: кабинет 207.
месяц
Форма
Кол-во
Тема занятия
занятия
часов
1 неделя Комбиниров 1
Вводное занятие
сентября анное
занятие
2 неделя Практика
1
Восхитись красотой нарядной осени -9ч.
сентября
Изобразительная викторина «Цвета радуги»
3неделя Практика
1
Палитра теплых цветов
сентября
4 неделя Комбиниров 1
сентября анное
занятие
1 неделя Практика
1
октября
2неделя Практика
1
октября

Какого цвета осень

7

3 неделя
октября

Практика

1

В чем секрет узора хохломы. Элементы
росписи Хохломы

8

4 неделя
октября
1 неделя
ноября

Практика

1

В золоте хохломы – золото осени

4

5
6

9

10

2 неделя

Комбиниров 1
анное
занятие
Практика
1

Щедра осенью земля - матушка
В осеннем саду

Казаки. Казачий народный костюм
Любуйся узорами красавицы зимы- 14ч.
6

Форма
контроля
Педагогическ
ое
наблюдения
Самоконтроль
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Взаимоконтро
ль
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Самоконтроль
Педагогическ
ое
наблюдение
Беседа

ноября
11

3 неделя
ноября

Практика

1

Краски природы в праздничном наряде
русской красавицы
Палитра холодных цветов

12

4 неделя
ноября
1 неделя
декабря
2 неделя
декабря

Практика

1

Краски зимней природы

Педагогическ
ое
наблюдение
Самоконтроль

Практика

1

Узнай цвета солнечного снежного пейзажа

Рефлексия

Практика

1

Герои русских народных сказок

15

3 неделя
декабря

Практика

1

Изображаем зиму пастелью

Педагогическ
ое
наблюдение
Самоконтроль

16

4 неделя
декабря

Практика

1

Наша новогодняя елка

17

1 неделя
января

18

2 неделя
января
3 неделя
января
4 неделя
января
1неделя
февраля

Комбиниров 1
анное
занятие
Практика
1

13
14

19

Практика

1

Практика

1

Практика

1

Силуэты сказочных героев
Экспериментируем с графическими
материалами.
В царстве Матушки-Зимы

Беседа
Беседа

22

2 неделя
февраля

Практика

1

Радуйся многоцветью весны и лета-10 ч.
Жители слободы Дымково

23

3 неделя
февраля

Практика

1

Ярмарочный городок

24

4 неделя
февраля
1 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта
4 неделя
марта
1неделя
апреля
2 неделя
апреля

Практика

1

Твоя мастерская игрушки

Взаимоконтро
ль
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Педагогическ
ое
наблюдение
Самоконтроль

Практика

1

Красота весенней природы

Беседа

Практика

1

Птицы – вестники весны

Беседа

Практика

1

Весна красна цветами

Практика

1

Чудесная веточка

Практика

1

Весна . Коллаж

Практика

1

Краски лета

Педагогическ
ий контроль
Педагогическ
ий контроль
Педагогическ
ий контроль
Беседа

20
21

25
26
27
28
29
30

На родине каргопольской игрушки. Твоя
мастерская игрушки
Богатыри земли русской

Педагогическ
ое
наблюдение
Взаимоконтро
ль

7

31
32
33
34
35

36

3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
1 неделя
мая
2 неделя
мая
3 неделя
мая

Практика

1

Ясный день и теплый вечер. Пейзаж

Рефлексия

Практика

1

Бабочки и стрекозы

Практика

1

Тушь и перо

Практика

1

Какого цвета страна родная

Педагогическ
ий контроль
Педагогическ
ий контроль
Самоконтроль

Практика

1

Итоговая выставка -2 ч.
Наши достижения.

4 неделя
мая

Практика

1

Итоговая выставка.

Самоконтроль
Педагогическ
ий контроль
Педагогическ
ий контроль

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
II группа (4 класс)
Количество
часов

Тема

Формы контроля

1.Основы художественной грамоты .

26

Входной контроль в виде
фронтального опроса.

2. Графика.

16

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

3.Наше творчество.

12

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

4. Техники изобразительного искусства .

10

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

5. Секреты мультипликации.

8

Педагогическое
наблюдение.

Всего

72

Содержание изучаемого курса программы
II группа (4 класс).
1.Основы художественной грамоты (24 часа).
Практическая часть: Создание орнаментальной композиции. Организация плоскости.
Теплые цвета. Стихия – огонь. Холодные цвета. Стихия — вода. Натюрморт из трех
8

предметов. Холодные цвета. Стихия — вода. Рисующий свет. Осенний дуб. Осенние листья.
Природная форма — лист. Дворец Снежной королевы. В волшебном лесу.
Теоретические сведения: Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель,
гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в
природе. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного
характера. Основы живописи. Цвет — язык живописи. Рисование с натуры несложных по
форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
2. Графика (16 часов). Вводное занятие, введение в тему.
Практическая часть: Листья веточки. Осенние листья в графике.
Натюрморт. Родной город. Терема. Открытка — « Поздравление Защитникам Отечества»
Открытка — поздравление « с 8 марта».
Теоретические сведения: Создание творческих тематических композиций. Основы рисунка.
Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного
характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Художественные
материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо — ручка, тушь, воск, мелки и
приёмы работы с ними.
3.Наше творчество. (12 часов)
Практическая часть: Мир вокруг нас. Рисование животных «Фауна Урала». Рисование по
теме «Победа!» Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни». Выставка рисунков.
Подведение итогов.
Теоретические сведения: Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений. Беседы по истории искусств. Натурные зарисовки на пленере.
Выставки, праздничные мероприятия.
4. Техники изобразительного искусства (10часов).
Практическая часть: Создание рисунка при помощи ниток. Кляксография. Выдувание.
Пальчиковая живопись. Акварель и соль.
Рисование пейзажа по замыслу в технике рисования акварелью и солью.
Теоретические сведения:
Эстамп. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку,
цветоведению. Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых
отношений. Композиция. Основные правила композиции. Гравюра на картоне.
5. Секреты мультипликации (8 часов)
Практическая часть: Рисование персонажа мультфильма (пчела, комар, паук, лягушка,
гусеница, цветы...). Создание мультипликационных образов из простых геометрических
фигур.Особенности песочной анимации. Пасхальный мульт-фестиваль.
Теоретические сведения: Что такое мультипликация. Понятие о пластилиновой анимации.
Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Азы сцено - движения,
виды линий в природе и технике. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и
т.п.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2022 учебный год
Место проведения: кабинет 207.
№ месяц
п/п
1
1 неделя
сентября
2
3

Форма
занятия
Комбиниров
анное
занятие
Практика

2 неделя
сентября
3неделя Практика

Кол-во
часов
1

Тема занятия

2

Орнаментальная композиция. Организация
плоскости.
Натюрморт из трех предметов.

2

Основы художественной грамоты - 26ч.
Вводное занятие.

9

Форма
контроля
Педагогичес
кое
наблюдения
Самоконтро
ль
Педагогичес

сентября
4 неделя Комбиниров 2
сентября анное
занятие
1 неделя Практика
2
октября
2неделя Практика
2
октября

Рисующий свет.

7

3 неделя
октября

Практика

2

«Осенний дуб»

8

4 неделя
октября
1 неделя
ноября

Практика

2

«Осенние листья»

4

5
6

Холодные цвета. Стихия — вода.
Теплые цвета. Стихия - огонь

кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Взаимоконтр
оль
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль
Педагогичес
кое
наблюдение
Беседа

Комбиниров 2
анное
занятие
Практика
2

Природная форма — лист.

Практика

2

«В волшебном лесу»

4 неделя
ноября
1 неделя
декабря
2 неделя
декабря

Практика

2

«Цветы зимы»

Практика

2

«Здравствуй праздник Новый год!»

Практика

1

«Прогулка по зимнему саду». Выход на
пленер.

15

3 неделя
декабря

Практика

2

Графика. 16ч.
Вводное занятие, введение в тему.

16

4 неделя
декабря

Практика

2

«Листья веточки».

17

1 неделя
января

«Осенние листья»

18

2 неделя
января
3 неделя
января
4 неделя
января
1неделя
февраля

Комбиниров 2
анное
занятие
Практика
2

Натюрморт

Беседа

Практика

2

«Родной город»

Беседа

Практика

2

«Терема».

Практика

2

Открытка — «Поздравление Защитникам
Отечества»

Практика

2

Открытка — поздравление «С 8 марта»

Взаимоконтр
оль
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое

9

10
11

12
13
14

19
20
21

22

2 неделя
ноября
3 неделя
ноября

2 неделя
февраля

«Дворец Снежной королевы».

10

Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль
Рефлексия
Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль

Педагогичес
кое
наблюдение
Взаимоконтр
оль

23

3 неделя
февраля

Практика

2

Наше творчество- 4 ч.
«Мир вокруг нас»

24

4 неделя
февраля
1 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта

Практика

4

Рисование животных «Фауна Урала».

Практика

2

Практика

2

Техники изобразительного искусства. 10ч
Волшебные нитки.
Кляксография.

Практика

2

Выдувание.

28

4 неделя
марта

Практика

2

Пальчиковая живопись

29

1неделя
апреля

Практика

2

30

2 неделя
апреля

Практика

2

31

3 неделя
апреля
4 неделя
апреля

Практика

2

Практика

2

«Акварель и соль»
Рисование пейзажа по замыслу в технике
рисования акварелью и солью.
Секреты мультипликации- 8ч.
Рисуем персонажа мультфильма (пчела,
комар, паук, лягушка, гусеница, цветы...)
Создание мультипликационных образов из
простых геометрических фигур.
Особенности песочной анимации.

33

1 неделя
мая

Практика

2

Пасхальный мульт-фестиваль.

34

2 неделя
мая
3 неделя
мая

Практика

2

Практика

2

Наше творчество - 6ч
Рисование по теме «Победа!»
Рисование по теме «Я за здоровый образ
жизни»

4 неделя
мая

Практика

2

25
26
27

32

35

36

Выставка рисунков. Подведение ИТОГОВ.

наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль
Беседа
Беседа
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль
Беседа
Рефлексия
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль
Самоконтро
ль
Самоконтро
ль
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Ш группа (5-6 класс)
Количество
часов

Тема
1.Основы изобразительной грамоты.

28

11

Формы контроля

Входной контроль в виде
фронтального опроса.

2. Декоративно – прикладное искусство.

30

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

3. Наше творчество.

14

Педагогическоенаблюдение
Творческая работа

Всего

72

Содержание изучаемого курса программы
III группа (5-6 класс).
1.Основы изобразительной грамоты (28 часов). Вводное занятие.
Практическая часть: Рисунок - тест «Впечатление о лете». Рисование деревьев. Зарисовка
растений с натуры в цвете. Натюрморт. Осенний натюрморт. Флористика. Небо в искусстве.
Монотипия. Отражение в воде. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Цветы и травы
осени. Скачущая лошадь. Улицы моего города. Зимние забавы. Новогодний бал.
Теоретические сведения: Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними:
акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные
сочетания в природе. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение
линий разного характера. Основы живописи. Цвет — язык живописи. Рисование с натуры
предметов, пейзажа с фигурами людей. Монотипия, творческие композиции с применением
приёмов монотипии.
2. Декоративно – прикладное искусство (30 часов).
Практическая часть: Введение в тему. Цветы в народных промыслах. Цветы и травы в
оформлении одежды. Мир насекомых в украшениях. Плакат — вид прикладной графики.
Поздравления к 23 февраля. Открытка — поздравление к 8 марта. Холодный батик
особенности его прикладного искусства. Кукольный антураж. Туманный день. Цветоведение.
Женский портрет.
Мужской портрет. Портрет семьи. Создание книжки-раскраски.
Теоретические сведения: Истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного
искусства. Характерные особенности местного народного искусства. Характеристика
традиционных видов декоративно-прикладного искусства, связанных с художественной
обработкой тканей: лоскутная техника, батик, вышивка, аппликация.« Декоративное
творчество» - современный вид декоративно-прикладного искусства. Ос новные сведения
о данном виде творчества. Цели и задачи данного курса. Методика проведения занятий.
3. Наше творчество (14 часов).
Практическая часть: Рисование Дня Победы. Иллюстрирование произведения А. Грин
«Алые паруса». Аппликация настенного панно «Весенние цветы». Творческая аттестационная
работа. Самостоятельный выбор темы, техники и материалов. Экскурсия в мастерского
художника (или работа с видео-материалами). Знакомство с крупными музеями России.
Экскурсия в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга (заочно). Оформление
работ к выставке «Наша галерея».
Теоретические сведения: Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений. Беседы по истории искусств. Натурные зарисовки на пленере.
Посещение выставок, праздничных мероприятий.

12

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2022 учебный год
Место проведения: кабинет 207.
№ месяц
п/п
1
1 неделя
сентября
2
3

Форма
занятия
Комбиниров
анное
занятие
Практика

2 неделя
сентября
3неделя Практика
сентября

Кол-во
часов
2

Тема занятия

2

Основы изобразительной грамоты- 28 ч
Вводное занятие. Рисунок - тест «
Впечатление о лете».
«Деревья»

2

Зарисовка растений с натуры в цвете.

4 неделя Комбиниров 2
сентября анное
занятие
1 неделя Практика
2
октября
2неделя Практика
2
октября

Натюрморт

7

3 неделя
октября

Практика

2

Небо в искусстве.

8

4 неделя
октября
1 неделя
ноября

Практика

2

Монотипия. «Отражение в воде».

4

5
6

Осенний натюрморт
Флористика

Комбиниров 2
анное
занятие
Практика
2

Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Практика

2

Скачущая лошадь

4 неделя
ноября
1 неделя
декабря
2 неделя
декабря

Практика

2

Улицы моего города.

Практика

2

Зимние забавы.

Практика

2

Новогодний бал.

15

3 неделя
декабря

Практика

2

Декоративно – прикладноеискусство-34 ч.
Введение в тему.

16

4 неделя
декабря

Практика

2

Цветы в народных промыслах.

17

1 неделя
января

Комбиниров 2
анное

9

10
11

12
13
14

2 неделя
ноября
3 неделя
ноября

Цветы и травы осени.

Цветы и травы в оформлении одежды.
13

Форма
контроля
Педагогичес
кое
наблюдения
Самоконтро
ль
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Взаимоконтр
оль
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль
Педагогичес
кое
наблюдение
Беседа
Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль
Рефлексия
Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль

Педагогичес
кое
наблюдение
Взаимоконтр
оль

18
19
20
21

2 неделя
января
3 неделя
января
4 неделя
января
1неделя
февраля

занятие
Практика

2

Мир насекомых в украшениях .

Беседа

Практика

2

Плакат — вид прикладной графики.

Беседа

Практика

2

Поздравления к 23 февраля

Практика

2

Открытка — поздравление к 8 марта.

Взаимоконтр
оль
Педагогичес
кое
наблюдение
его Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Самоконтро
ль
Беседа

22

2 неделя
февраля

Практика

2

Холодный
батик
особенности
прикладного искусства.

23

3 неделя
февраля

Практика

2

Кукольный антураж.

24

4 неделя
февраля
1 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта

Практика

2

Туманный день.

Практика

2

Цветоведение.

Практика

2

Женский портрет.

Беседа

Практика

2

Мужской портрет.

28

4 неделя
марта

Практика

2

Портрет семьи.

29

1неделя
апреля

Практика

2

Создание книжки-раскраски.

30

2 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя
апреля

Практика

2

Практика

2

Практика

2

Наше творчество- 14 ч.
День Победы
Иллюстрирование произведения А. Грин
«Алые паруса».
Аппликация настенного панно «Весенние
цветы»

Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль
Беседа

33

1 неделя
мая

Практика

2

34

2 неделя
мая
3 неделя
мая

Практика

2

Практика

2

4 неделя
мая

Практика

2

25
26
27

31
32

35

36

Творческая аттестационная работа.
Самостоятельный выбор темы , техники и
материалов.
Экскурсия в мастерскую художника (или
работа с видео-материалами).
Знакомство с крупными музеями России.
Экскурсия в Государственный Русский
музей Санкт-Петербурга (заочно).
Оформление работ к выставке «Наша
галерея».

14

Рефлексия
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль
Самоконтро
ль
Самоконтро
ль
Педагогичес
кий
контроль
Педагогичес
кий
контроль

Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4, А3.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки, пастель.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.

Методическая литература
А.Г Асмолова . Как проектировать учебные универсальные действия в начальной
школе. Пособие для учителя . М. “Просвещение”, 2008 г.
2.
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова . Программы
духовно-нравственного воспитания и развития в ОС “Школа 2100” .
3.
В.И.Колякина “Методика организации уроков коллективного творчества”, М.
“Владос”, 2002 г.
4.
А.Э. Лебедева. Е.Н.Новикова, Г.Н. Тубельская “Жемчужины народной
мудрости”,М. “АСТ”, 2000 г.
5.
И. Мосин “Рисуем животных”, М. “Кристалл”, 1998 г.
6.
Т.Я. Шпикалова Программа “ Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г.
7.
Т.Я. Шпикалова Методическое пособие к учебнику “Изобразительное искусство. 1
класс”М. “ Просвещение”.2010 г.
8.
Т.Я. Шпикалова Рабочая тетрадь “Художественный труд. 1 класс”, М.
“Просвещение”, 2010 г.
9.
Т.Я. Шпикалова Творческая тетрадь “Изобразительное искусство .1 класс”, М.
“Просвещение”, 2010 г.
10.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования. М. “Просвещение”, 2011 г.
11. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. – Мн.: ООО «Попури», 2006.
12. Графика. Подробный практический курс. М.: «ТД «Издательство Мир книги», 2012
13. Свет и цвет в живописи. Особенности изображения.- М.: «ТД «Издательство Мир
книги», 2012.
1.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».