ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа секции легкой атлетики общеобразовательных школ рассчитана на школьников в возрасте от 7 до 12лет Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений в учебно-тренировочном процессе и участие в школьных и районных спортивных соревнованиях. Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Набор в группу детей более старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки. В процессе занятий легкой атлетикой совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, физическому развитию детей. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом. Программа обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности, на развитие природных качеств личности ребенка, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Актуальность программы: Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразью ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вносится необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены. Цель программы: воспитание личности, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условьях современного общества. Задачи программы: - укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников; - обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях; - воспитывать разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов. В конце учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство школы или секции. Ожидаемые результаты: Занятия, предусмотренные в программе, позволяют вызвать интерес к данному виду спорта с учетом возраста, половых и личностных особенностей учащихся. Они в дальнейшем будут способствовать повышению уровня результатов в беге, прыжках, метании, уровня знаний во время выступлении на школьных, районных соревнованиях, умение достигать поставленных целей и задач, воспитании морально-волевых качеств, физической выносливости. По итогам обучения обучающиеся должны знать и уметь: - историю развития легкой атлетики. -демонстрировать технику бега на короткие и средние дистанции. -иметь представление о технике бега на длинные дистанции. - демонстрировать технику прыжка в длину с места. - демонстрировать технику метания мяча на дальность с разбега. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 Тема Кол-во часов 4 в том числе Теория Практика 4 0 Формы контроля 3 Знания о физкультурнооздоровительной деятельности История развития легкой атлетики Бег на короткие дистанции 4 Прыжки в длину 17 1 16 Практические занятия 5 Эстафетный бег 21 - 21 Практические занятия 6 Метание мяча, гранаты 20 1 19 Практические занятия 7 Кроссовая подготовка 18 - 18 Практические занятия 8 Подвижные игры, баскетбол, пионербол 30 3 27 9 ОФП 26,5 - 26,5 Итого 166,5 14 152,5 2 Педагогическое наблюдение 4 4 0 Беседа 26 1 25 Практические занятия Практические занятия Практические занятия Содержание учебного плана 1. Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности Легкая атлетика как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения занятий по укреплению здоровья. Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Общие представления об оздоровительном беге. Требования к безопасности и профилактике травматизма. Организационные основы занятий физкультурнооздоровительной деятельностью. Правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. 2. История развития легкой атлетики 3. Бег на короткие дистанции: Инструктаж по ТБ. ОФП. Практика 1. Обучение технике спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон. 2. Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники высокого старта - выполнение стартовых положений. 3. Обучение технике спринтерского бега: - совершенствование техники высокого старта - поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу. 4. Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники низкого старта (варианты низкого старта). - установление стартовых колодок выполнение стартовых команд. 5. Обучение технике спринтерского бега: - совершенствование техники низкого старта (варианты низкого старта); - установление стартовых колодок. 6. Обучение технике спринтерского бега: - выполнение стартовых команд - повторные старты без сигнала и по сигналу - изучение техники перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. Обучение технике спринтерского бега: - изучение техники бега по повороту - изучение техники низкого старта на повороте - изучение техники финиширования - совершенствование в технике бега Спортивная игра в баскетбол. Высокий старт с последующим ускорением 10-15 м. Бег 60 м. ОРУ. Контрольное занятие: бег 60 м. 4. Прыжки в длину Инструктаж по ТБ. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги» - ознакомление с техникой - изучение отталкивания - изучение сочетания разбега с отталкиванием. Изучение техники прыжка в длину способом «согнув ноги» - изучение техники полетной фазы; - изучение группировки и приземления. Совершенствование техники прыжка в длину способом «согнув ноги» с разбега. - изучение прыжка в целом; - совершенствование техники Метание мяча на результат. Контрольное занятие по прыжкам в длину. Бег в медленном темпе. 5. Эстафетный бег Инструктаж по ТБ. ОРУ. Обучение технике эстафетного бега. ОРУ. Встречная эстафета. ОРУ. Совершенствование техники эстафетного бега. Контрольное занятие: эстафета 4 по 100. 6. Метание мяча, гранаты Совершенствование техники метания мяча, гранаты на дальность. Метание набивных мячей 1 кг. Бег в медленном темпе 7. Кроссовая подготовка Инструктаж по ТБ. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 300-500 м. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м. СПОФП. Бег 30, 60 м. Бег на средние учебные дистанции. СПОФП. Составление и выполнение комплексов упражнений специальной физической подготовки. Бег в медленном темпе(2-2,5мин) Контрольный урок: бег 60 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Контрольный урок: кросс в равномерном темпе 1000 м. СПОФП. Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий. Стартовый разгон. Челночный бег 3 * 10м и 6 * 10 м. Встречная эстафета. ОРУ. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Соревнования по бегу на длинные дистанции. 8. Подвижные игры, баскетбол, пионербол Спортивная игра в пионербол. Подвижные игры. Спортивная игра в баскетбол. 9. Общая физическая подготовка. Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой и походный шаг; переход на бег и с бега на шаг; ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления; общеразвивающие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища. Материально–техническое обеспечение Эстафетные палочки-8 шт. Гимнастические маты-10 шт. – Гимнастическая стенка-12 шт. Гимнастические палки-10шт. Канат-1шт. Скамейки-2шт. Скакалки - 12 шт. Малые мячи для метания по 150 гр-6 шт. Перекладина-1шт. Мячи набивные - 7 шт. Мячи баскетбольные-10шт. Щиты с кольцами и с сетками-2 комплекта Волейбольные мячи-10шт. Волейбольная сетка-1шт. Литература 1. Видякин В.М «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и и подвижные игры» - Издательство «Учитель», 2007 год. 2. Гордияш Е. Л,. Жигульская И. В,. Ильина Г.А, Рыбъякова О.В. «Физическое воспитание в школе» - Издательство «Учитель», 2017 год. 3. Каинов А.Н «Организация работы спортивных секций в школе»Волгоград: «Учитель»,2015г. 4. Киселев П.А, Киселева С.Б.» Тестовые вопросы и задания по физической культуре»-М:»Глобус»,2010г. 5. Киселев П.А. Киселева С.Б» Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» - М: »Глобус»,2009 6. Ковалько В. И., «Здоровье сберегающие образовательные технологии: школьник и компьютер» - М: «Вако», 2017 год. 7. Ковалько В.И. «Поурочные разработки по физкультуре,5-9 классы» М:»ВАКО»,2009г. 8. Лях В.И., Зданевич А.А. «Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» -М: «Просвещение», 2008 год. 9. Под редакцией Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся: Легкая атлетика» М: »Просвещение»,2011г. 10.Тарнопольская Р.И,. Мишин Б.И Учебник1,2,3,4 »Физическая культура»- М: Просвещение,2011,2012,2014ггг. 11.Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. Программа Физическая культура»- М: Просвещение,2012г. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п месяц Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведе ния Стадион Форма контроля 1 1 неделя Комбиниро 1,5 ванное сентября занятие Высокий и низкий старт стартовый разгон. 2 1 неделя Комбиниро 1,5 сентября ванное занятие 1 неделя Комбиниро 1,5 сентября ванное занятие 2 неделя Практика 1,5 Прыжки в длину согнув ноги. Стадион Педагогическое наблюдения Развитие быстроты. Стадион Педагогическое наблюдения Высокий и низкий старт стартовый разгон. Стадион Самоконтроль 3 4 сентября Педагогическое наблюдения Прыжки в длину согнув ноги. 5 2 неделя практика 1,5 Развитие быстроты. Стадион Самоконтроль 6 сентября 2 неделя практика сентября 1,5 Прыжки в длину согнув ноги. Стадион Самоконтроль 3неделя Практика сентября 1.5 Бег 60-100м с н/старта. Стадион Педагогическое наблюдение 8 3неделя Практика сентября 1,5 Скоростно- силовые качества Стадион Педагогическое наблюдение 9 3неделя практика сентября 1,5 Бег в равномерном темпе. Стадион Педагогическое наблюдение 10 4 неделя Комбиниров 1,5 сентября анное 1Бег 60-100м с н/старта. Стадион Педагогическое наблюдение 4 неделя Комбиниров 1,5 сентября анное Развитие быстроты. Стадион Педагогическое наблюдение 4 неделя Комбиниров 1,5 сентября анное Прыжки в длину согнув ноги. Стадион Педагогическое наблюдение 13 1 неделя октября 14 15 7 Прыжки в длину согнув ноги. занятие 11 занятие 12 занятие Практика 1,5 Бег на средние дистанции 300-500м Стадион Взаимоконтроль 1 неделя октября Практика 1,5 Метание м/м в цель. Стадион Педагогическое наблюдение 1 неделя октября Практика 1,5 Скоростно- силовые качества Стадион Взаимоконтроль 16 2 неделя октября Практика 1,5 Бег на длинные дистанции Стадион Педагогическое наблюдение 17 2неделя октября Практика 1.5 Бег на средние дистанции 300-500м Стадион Педагогическое наблюдение 18 2 неделя октября 3 неделя октября Практика 1,5 Метание м/м в цель. Стадион Практика 1,5 Скоростно- силовые качества Стадион Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3 неделя октября Практика 1,5 Метание м/м в цель. Стадион Педагогическое наблюдение 3 неделя октября Практика Стадион Педагогическое наблюдение 4 неделя октября 4 неделя октября Практика 1,5 Бег 2000м. Стадион Самоконтроль Практика 1,5 Метание м/м в цель, гранаты Стадион Педагогическое наблюдение 4 неделя октября 5 неделя октября 5 неделя октября Практика 1,5 Бег 60-100м с н/старта. Стадион Практика 1,5 Развитие координации Стадион Практика 1,5 Метание м/м в цель, гранаты Стадион Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 5 неделя октября Практика 1,5 Бег 1000-1500м. Стадион Педагогическое наблюдение 28 1 неделя ноября Комбиниров анное занятие 1,5 Бег 60-100м с н/старта. Стадион Педагогическое наблюдение 29 1неделя ноября 1,5 Прыжки в длину согнув ноги. Стадион Педагогическое наблюдение 30 1 неделя ноября 1,5 Развитие координации. Стадион Педагогическое наблюдение 31 2 неделя ноября Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Практика 1,5 Бег 60-100м с н/старта. Спортзал Беседа 32 2 неделя ноября Практика 1,5 Прыжки в длину согнув ноги. Спортзал Педагогическое наблюдение 33 2 неделя Практика ноября 1,5 Развитие координации Спортзал Педагогическое наблюдение 19 20 21 22 23 24 25 26 37 Скоростно- силовые качества. 1,5 Бег 1000-1500м. развитие Силовые качества. развитие Силовые качества. 3 неделя ноября Практика Спортзал Педагогическое наблюдение 35 3 неделя ноября Практика 1,5 Развитие Скоростносиловых качеств Спортзал Педагогическое наблюдение 36 3 неделя ноября Практика 1,5 Метание м/м, гранаты в цель и на дальность. Спортзал Педагогическое наблюдение 37 4 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября Практика 1,5 Прыжки в высоту. Спортзал Самоконтроль Практика 1,5 Развитие координации Спортзал практика 1,5 Скоростно- силовые качества Спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1 неделя декабря 1 неделя декабря Практика 1,5 Прыжки в высоту. Спортзал Рефлексия Практика 1,5 Скоростно-силовые качества Спортзал Педагогическое наблюдение 1 неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 4 неделя декабря Практика 1,5 Развитие координации Спортзал Практика 1,5 1эстафетный бег Спортзал Практика 1,5 Прыжки в высоту Спортзал Практика 1,5 Развитие быстроты Спортзал Практика 1,5 эстафетный бег Спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Самоконтроль Практика 1,5 Развитие быстроты. Спортзал Практика 1,5 3Прыжки в высоту. Спортзал Практика 1,5 1Кроссовый бег 15-2025. Спортзал 50 4 неделя декабря Практика 1,5 Метание м/м, гранаты в цель и на дальность Спортзал Педагогическое наблюдение 51 4 неделя декабря Практика 1,5 Скоростно- силовые качества Спортзал Педагогическое наблюдение 52 1 неделя января 1,5 1 Кроссовый бег 20-2530. Спортзал Взаимоконтроль 53 1 неделя января Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие 1,5 Метание м/м, гранаты в цель и на дальность. Спортзал Педагогическое наблюдение 34 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 1,5 Кроссовый бег 10-15-20 Метание м/м, гранаты в цель и на дальность. Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 54 1 неделя января 55 2 неделя января Комбиниров анное занятие Практика 1,5 Скоростно- силовые качества Спортзал Педагогическое наблюдение 1,5 Н/старт стартовый разгон Спортзал Беседа Прыжки в длину согнув ноги. 56 2 неделя января Практика 1,5 Прыжки в длину согнув ноги. Спортзал Педагогическое наблюдение 57 2 неделя января Практика 1,5 Развитие быстроты, координации. Спортзал Педагогическое наблюдение 58 3 неделя января Практика 1,5 Н/старт стартовый разгон Спортзал Беседа 59 3 неделя января Практика 1,5 Прыжки в длину согнув ноги Спортзал Педагогическое наблюдение 60 3 неделя января Практика 1,5 Развитие быстроты, координации Спортзал Педагогическое наблюдение 61 1 неделя февраля 1 неделя февраля Практика 1,5 Кроссовый бег 20-25-30. Спортзал Взаимоконтроль Практика 1,5 Скоростно- силовые качества Спортзал Педагогическое наблюдение 63 1 неделя февраля Практика 1,5 Развитие быстроты, координации Спортзал Педагогическое наблюдение 64 2неделя февраля 2 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля Практика 1,5 Эстафетный бег. Спортзал Практика 1,5 Прыжки в высоту. Спортзал Практика 1,5 Развитие выносливости Спортзал Практика 1,5 Развитие быстроты, координации Спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 68 3 неделя февраля Практика 1,5 Скоростно- силовые качества Спортзал Педагогическое наблюдение 69 3 неделя февраля 4 неделя февраля 4 неделя февраля Практика 1,5 Кроссовый бег 20-25-30. Спортзал Практика 1,5 Развитие выносливости Спортзал Практика 1,5 Развитие быстроты, координации Спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 72 4 неделя февраля практика 1,5 Скоростно- силовые качества Спортзал Педагогическое наблюдение 73 1неделя марта Практика 1,5 Эстафетный бег. Спортзал Педагогическое наблюдение 62 65 66 67 70 71 Прыжки в высоту. 74 1неделя марта Практика 1,5 Развитие быстроты, координации. Спортзал Педагогическое наблюдение 75 1неделя марта 2 неделя марта Практика 1,5 Прыжки в высоту Спортзал Практика 1,5 1 Н/старт стартовый разгон Спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 неделя марта 2 неделя марта Практика 1,5 Бег 60-100м Спортзал Практика 1,5 Развитие быстроты, координации. Спортзал 3 неделя марта 3 неделя марта Практика 1,5 Бег 60-100м. Спортзал Самоконтроль Практика 1,5 Прыжки в длину согнув ноги. Спортзал Педагогическое наблюдение 81 3 неделя марта Практика 1,5 Развитие быстроты, координации Спортзал Педагогическое наблюдение 82 4 неделя марта Практика 1,5 Бег на средние Спортзал дистанции 300-500-600м. Педагогическое наблюдение 83 4 неделя марта практика 1,5 Бег на средние Спортзал дистанции 300-500-600м. Педагогическое наблюдение 84 4 неделя марта Практика 1,5 Общефизическая подготовка Спортзал Педагогическое наблюдение 85 1 неделя апреля 1 неделя апреля практика 1,5 Бег 60-100м Спортзал Практика 1,5 Бег на длинные дистанции 1000-2000м. Спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 1 неделя апреля 2неделя апреля Практика 1,5 Барьерный бег Спортзал Практика 1,5 Прыжки в длину согнув ноги. Спортзал 89 2неделя апреля Практика 1,5 Бег на длинные дистанции 1000-2000м. Спортзал Педагогическое наблюдение 90 2неделя апреля 3 неделя апреля Практика 1,5 Развитие гибкости Спортзал Практика 1,5 Развитие силовой выносливости Спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 92 3 неделя апреля Практика 1,5 Развитие выносливости, равномерный бег Спортзал Педагогическое наблюдение 93 3 неделя апреля 4 неделя апреля Практика 1,5 Эстафетный бег Спортзал Практика 1,5 Метание м/м, гранаты на дальность. спортзал Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 76 77 78 79 80 86 87 88 91 94 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 4 неделя апреля 4 неделя апреля Практика 1,5 Развитие силы Спортзал Практика 1,5 Подвижные игры на развитие координационных способностей Спортзал 97 5 неделя апреля Практика 1,5 Развитие выносливости, равномерный бег Спортзал Педагогическое наблюдение 98 5 неделя апреля Практика 1,5 Развитие координации и внимания Спортзал Педагогическое наблюдение 99 5 неделя апреля Практика 1,5 Бег на средние Спортзал дистанции 400-500-800м. Педагогическое наблюдение 100 1 неделя мая 1 неделя мая Практика 1,5 1Эстафетный бег. Стадион Практика 1,5 Метание м/м, гранаты на дальность. Стадион Педагогический контроль Педагогический контроль 102 1 неделя мая Практика 1,5 Развитие скоростных качеств Спортзал Педагогический контроль 103 2 неделя мая 2 неделя мая Практика 1,5 Бег 60-100м. Стадион Практика 1,5 Прыжки в длину согнув ноги Стадион Педагогический контроль Педагогический контроль 2 неделя мая 3неделя мая 3неделя мая Практика 1,5 Развитие выносливости Стадион Практика 1,5 Эстафетный бег. Стадион Практика 1,5 Метание м/м, гранаты на дальность, в цел Стадион 3неделя мая 4 неделя мая Практика 1,5 1Бег 2000-3000м Стадион Практика 1,5 4 неделя мая 4 неделя мая Практика 1,5 Практика 1,5 Бег на средние Стадион дистанции 400-500-800м. Метание м/м, гранаты на дальность, в цель. Бег 2000-3000м. Стадион Развитие координации. Бег 60-100м. Стадион Прыжки в длину согнув ноги 95 96 101 104 105 106 107 108 109 110 111 Итого 166,5 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогический контроль Педагогический контроль Педагогический контроль Педагогический контроль Педагогический контроль Рефлексия Педагогический контроль