Выжигание по шелку (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все большее внимание в настоящее время уделяется эстетическому воспитанию детей. Переход системы образования на личностно-ориентированный подход,
введение образовательных стандартов позволяет решать данную проблему комплексно и в тоже время дифференцирование, а именно дает возможность педагогу
и ребенку работать в структуре сотрудничества в определенном образовательном
поле. Выделение в структуре образования разных уровней дает возможность и
содержательную линию рассматривать в инвариантной и вариативной части, что в
свою очередь дает возможность учителю предлагать ребенку выбирать и пробовать.
«Выжигание по шелку» - комплексная социально-эстетическая программа
для учащихся среднего и старшего школьного возраста, рассчитанная на два года
обучения, состоящая из двух курсов «Основы технологии гильоширования» и «Выжигание по ткани. Декоративные изделия в технике гильоширования». Данный
курс может быть использован учителями образовательной области «Технология»
при реализации основной программы в разделе «Рукоделие», а также для проведения занятий в кружках как материал для решения задач национально-регионального компонента в рамках культурно-исторической линии. Программа предполагает, прежде всего, практическое обучение, закрепление и совершенствование приобретенных навыков.
Основная роль программы - заинтересовать обучающихся, побудить к творчеству в доступной для них форме, расширить знания и представления о декоративно-прикладном искусстве. В течение многих столетий вырабатывались определенные приемы исполнения декоративной отделки изделий в традиционных видах
декоративно-прикладного творчества, формировались характерные особенности,
колорит. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений,
влияет на формирование художественного вкуса. Актуальность использования
данной программы в условиях школы заключается в том, что «Выжигание по
шелку» является сравнительно новым видом декоративно-прикладного искусства,
и занятия с детьми этим видом творчества направлены на сохранение, развитие и
создание новых культурных ценностей.
Анализ программ дополнительного и общего образования в области обработки ткани показывает, что данная программа не только не повторяет ранее разработанные Сиволаповой Т.П. и Болотиной Л.А. программы с аналогичным названием, но скорее дополняет их, так как первая из названных программ посвящена
практическому обучению детей 10-14 лет приему выжигания по ткани с использованием только шаблонов, вторая рассматривает теоретические основы художественного творчества - закономерности дизайна с применением их при работе с
тканью.
Занятия по данной программе дают возможность развернуть перед детьми
основные направления развития декоративно-прикладного искусства в целом и
родного края в частности, познакомить их с закономерностями эстетической организации предметной среды, раскрыть их творческие способности через обучение
приемам свободного вырезания по шелку, работе с электроиглой как кистью в одном из современных видов декоративно-прикладного искусства, создают условия

для самовыражения, самореализации в творческой деятельности; развивают фантазию, воображение, интеллект. Ведущий мотив деятельности - творчество ради общения через искусство.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на условия микросреды, где формируется ученик как личность, на интересы
и приемлемые для ребенка способы проведения досуга, на активное участие в
жизни детского коллектива. В условиях творческого коллектива формируется общий интерес и ответственность, творческое общение и обмен мнениями, помощь и
руководство друг другом.
Комплексное решение этих проблем диктует необходимость трактовать цели
воспитания, прежде всего, как подготовку учащихся к жизни, воспитание в личности творческого начала, особенно в отношении к труду как важнейшей сфере деятельности.
Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
• знакомство обучающихся с основными понятиями в декоративном творчестве;
• формирование готовности к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их на практике.
Развивающие:
 развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок,
отвечающих художественным требованиям;
 Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения:
 развитие креативного мышления;
 развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
 развитие воображения, представления, глазомера, эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитательные:
 воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
 воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
 воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
 развитие коммуникативных способностей;
 воспитание элементарных навыков самообслуживания, аккуратности и бережного обращения с инструментами, приспособлениями, материалами и пособиями.
Данная программа предназначена для детей от 10 - 14 лет и рассчитана на один
год обучения.
Формы и режим занятий

Используются следующие формы организации занятий: теоретические и
практические занятия, а также организация экскурсий.
Занятия проводятся по группам, два раза в неделю (общая продолжительность- 3,5 ч. в неделю).
Программа знакомит детей с таким видом ДПТ, как «Выжигание по
шелку». Данный вид творчества, предполагает изучение таких дисциплин, как:
цветоведение, тканеведение, рисунок, обслуживающего труда, основ безопасности
и др.
Образовательный материал построен с учетом метапредметных связей, дающих возможность создать в сознании ребенка единую картину законов красоты.
Одним из главных принципов данной программы является чередование разных видов деятельности учащихся. Практические занятия носят комплексный характер и опираются на теоретические знания. Теоретические сведения содержат основные данные, связанные с процессом изготовления изделий в технике художественного выжигания по шелку.
Программа построена так, чтобы учащиеся приобретали практические
навыки постепенно. Содержание и последовательность изучения практических
тем курса подчинены принципам культуросообразности, природ сообразности,
базисного накопления знаний и практических навыков. Каждая последующая
учебно-практическая тема базируется на предыдущей и участвует в раскрытии следующей.
Педагогический процесс строится доступно, согласно возрастным и индивидуальным особенностям: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от
простого к сложному.
Обеспечение единства теоретической и практической подготовки обучающихся достигается путем комбинированных занятий с широким использованием
активных методов обучения, тематических бесед, уроков-практикумов, консультирования, демонстраций, дискуссий, участий в выставках, в ярмарках, посещений
музеев и выставочных залов.
Содержательная линия программы построена по концентрическому принципу с учетом ступенчатости в рамках следующих разделов:
- Инструменты, материалы и приспособления.
- Тканеведение
- Цветоведение
- Рисунок
- Вырезание
- Выжигание по ткани
- Аппликация
На вводных занятиях предусмотрены беседы по истории возникновения декоративно-прикладного искусства, полезно-познавательные экскурсы в мир тканей, цвета, рисунка.
В разделе «Тканеведение» закрепляются и расширяются знания, полученные
на уроках трудового обучения. Цель раздела – научить учащихся отличать натуральные волокна от химических, помочь ориентироваться в современном рынке

синтетических тканей и более полно использовать их технологические свойства в
художественном выжигании по шелку. Программа предполагает изготовление учащимися изделий из синтетических тканей, выполнение которых связано не только
с той или иной технологической обработкой ткани, но и с художественным оформлением (декоративные украшения, салфетки, панно, отделочные детали одежды и
т. д.).
Раздел «Рисунок» поможет дать ученикам общее представление об орнаменте, характерных особенностях его построения, познакомит с основными законами и свойствами композиции, поможет раскрыть понятия симметрии и асимметрии, равновесия и стилизации форм.
В разделе «Цветоведение» большое внимание уделено изучению основных
законов цветосочетания, цветовой гармонии, принципам построения композиции в
цвете.
Изложение теоретических знаний предшествует практическим занятиям и
логически связано с изучаемым материалом. Теоретические занятия дополняют
знания, полученные в школе, способствуют большей самостоятельности учащихся,
расширяют их кругозор и диапазон интересов.
Основным методом сообщения нового материала на занятии служит слово
учителя, сопровождаемое демонстрацией изделий, показом технологических операций. На каждом этапе практикума используются комплексы средств обучения,
которые обеспечивают достижение цели, создают условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме. Такими средствами обучения являются образцы изделий, таблицы по технологии, технические рисунки, приспособления (комплекты
шаблонов и лекал). Специальное оборудование, как средство обучения для учащихся играет огромную роль. Прикладные умения невозможно понять и усвоить
только с помощью теоретических методов обучения, нужно практическое их закрепление. К специальному оборудованию относятся светостолы и электровыжигатели.
На начальном этапе технология обработки изделий должна быть несложной,
а время, затраченное на их изготовление - минимально, чтобы учащиеся смогли
быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса,
стремлению к самостоятельности. При изготовлении изделий можно нацелить детей на общественно-полезный труд, т. е. на изготовление изделий для школьных
ярмарок, подарков друзьям и учителям, памятных сувениров к праздникам. Темы
занятий, учитывающие имеющиеся в распоряжении кружка материалы, приближены к интересам и потребностям школьников.
У обучающихся наблюдается весьма существенная разница в усвоении знаний и умений, а также в способностях и в скорости формирования мыслительных
операций. Уже этим обуславливается необходимость индивидуализации учебного
процесса. По каждой теме предполагается разработка изделий разной сложности
изготовления, так как в кружок приходят дети с разными способностями: одни
усидчивы, лучше рисуют, быстрее привыкают находить красивые сочетания цветов; другим все это дается менее успешно. Требуется немалое терпение, чтобы при-

обрести необходимое умение в работе с материалом, добиться технической чистоты. Разная степень сложности учитывается и при обучении разновозрастных
групп.
Использование принципа личностно-ролевого участия школьников в учебном процессе позволяет передать учащимся ряд ролей, которые они смогут выполнять под руководством педагога. В разновозрастных (вертикальных) группах для
выполнения некоторых учебных действий старшие воспитанники выступают в
роли консультантов или руководителей, а то и педагогов группы младших воспитанников.
Формирование у детей целостного восприятия прикладного творчества происходит в несколько этапов. На первом этапе ученики осваивают простейшее специальное действие, внутри которого складываются зрительно-моторные механизмы обобщенного восприятия произведения. На следующем этапе это действие
преобразуется в сложную структуру совмещения в восприятии и воображении ребенка. Сначала дети овладевают простой формой технических действий, затем действия усложняются и, наконец, применяя эти действия для анализа работ, составляют содержательные характеристики изделий. Завершают цикл занятия, на которых ученики составляют и выполняют работы, основанные на собственном замысле, подбирая наиболее целесообразные методы обработки ткани в технике выжигания.
Начиная работу с обучающимся (группой), учителю необходимо проводить
входную диагностику - выявить имеющийся к началу обучения запас знаний и умений, выявить готовность к переходу на новые уровни знаний и умений. В процессе
обучения необходимо проводить текущий и промежуточный контроль. После каждого этапа работы проводится обобщающий контроль, показывающий уровень обученности учащихся произошедшие в них изменения.
Контроль практических умений осуществляется учителем в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся, при систематической операционной
проверке выполняемых изделий, при осмотре изделий в целом, отборе готовых изделий для выставки. Уже на первых этапах обучения важное значение приобретает
развитие у учащихся навыков самоконтроля, воспитание привычки самокритично
оценивать результаты труда.
Формой контроля теоретических знаний служат беседы, направленные на закрепление и систематизацию знаний, анализ и самоанализ изделий.
Данный программный материал не должен рассматриваться как нечто догматическое, особенно в содержательной части. Педагогическое проектирование тематического плана носит в себе характер саморазвития. По ходу реализации возможна
перегруппировка тем, возможно сокращение или увеличение материала по отдельным разделам, введение дополнительных сведений теоретического характера или
практических разработок.

Планируемые результаты

К концу обучения каждый обучающийся должен знать:
- основные термины и понятия технологии выжигания по шёлку;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций в гильошировании;
- основные правила композиции и цветоведения;
- свойства тканей из синтетических волокон и правила подбора материалов;
- правила влажно-тепловой обработки и правила ухода за изделиями из шёлковых
тканей;
- правила техники безопасности при работе с выжигательным прибором;
- основу технологического подхода при изготовлении изделий в технике гильоширования.
Должен овладеть:
- технологическими приёмами и навыками безопасной работы с выжигательным
прибором;
- умением необходимой точности движений при выполнении прижиганий;
- навыками требуемой величины усилий, прикладываемым к выжигательному прибору с учетом технологических требований;
-различными технологиями выжигания по ткани;
- различными приёмами обработки срезов изделия;
- умением планировать самостоятельную творческую деятельность;
- умением работать по плану;
- способностью решать поставленную задачу самостоятельно и верить в свой успех;
- навыками анализа возникших в работе трудностей.
Должен уметь применять полученные знания и умения на практике для:
- рациональной организации своего рабочего места и поддержания порядка на нём;
- планирования последовательности изготовления изделия и осуществления контроля за результатом работы по образцу;
- построения композиции, выбора цветового решения;
- подбора материала по цвету, фактуре и свойствам;
- для решения поставленной проблемы при выполнении творческих заданий;
- совершенствования приёмов работы в технике гильоширования;
- экономного расходования материалов;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- проведения разработки творческого проекта изготовления изделия или получения
продукта труда с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- поиска новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельной организации и выполнении различных творческих работ по созданию изделий;
- публичной презентации и защиты проекта изделия;
- оценки и самооценки самостоятельной творческой деятельности;
- аккуратного и качественного выполнения работы.

Формы и методы организации занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
 комбинированные
 практические
 лабораторные
 экскурсии
 защита проекта.
А также различные методы:
методы, в основе которых лежит способ передачи информации на занятии:
 словесный
 наглядный
 практический
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный
 репродуктивный
 частично-поисковый
 исследовательский
методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
 фронтальная
 групповая
 индивидуальная

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Количество часов
Теор. Прак. Всего
обуч. обуч.
1,5
2
3,5

Тема
1. Вводное занятие
2. Инструменты, материалы и приспособления
3. Тканеведение

1,5

2

3,5

5

5,5

10,5

4. Рисунок

5

5,5

10,5

5. Цветоведение

3

4

7

2,5

15

17,5

2

10

12

4

12

16

6. Вырезание по ткани:
6.1 метод вырезания по шаблонам и
фасон ным лекалам;
6.2 метод свободного вырезания по
ткани;
6.3 метод вырезания по ткани с введением элементов накладной аппликации.
7. Выжигание по ткани с применением художественной штриховки
8. Аппликация:
8.1 аппликация открытого типа;
8.2 объемная аппликация.
9. Уход за изделиями

10. Итоговая выставка
Всего

2

19

21

1,5
3
1

2
11
2,5

3,5
14
3,5

-

7

7

32

97,5

129,5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Формы контроля
Входной контроль
в виде фронтального опроса.
Фронтальный устный опрос.

Педагогическое
наблюдение
Творческая работа
Педагогическое
наблюдение
Творческая работа
Педагогическое
наблюдение
Творческая работа
Педагогическое
наблюдение
Творческая работа. Самоконтроль.

Педагогическое
наблюдение. Самоконтроль
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
Педагогическое
наблюдение
Творческая работа. Самоконтроль.
Педагогическое
наблюдение.

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (3,5 часа)
Теоретические сведения
«Выжигание по шелку» - современный вид декоративно-прикладного искусства. Основные сведения о данном виде творчества. Методы вырезания и художественного выжигания по шелку.
Ознакомление с планом работы, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Методика проведения занятий.
Истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства. Характерные особенности местного народного искусства.
Характеристика традиционных видов декоративно-прикладного искусства,
связанных с художественной обработкой тканей: лоскутная техника, шелкография,
батик, вышивка, аппликация. Связь традиционных видов искусства с современными.
Практические работы
Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства. Ознакомление учащихся с изделиями, выполненными в технике художественного выжигания по
шелку.
Варианты объектов труда
Образцы изделий
2. ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
(3,5 ЧАСА)
Теоретические сведения
Знакомство с оборудованием кабинета. Специальные, индивидуальные и дополнительные рабочие места.
Правила внутреннего распорядка.
Основные инструменты и приспособления. Принцип работы выжигателя.
Назначение различных видов игл для выжигания. Правила работы за светостолом.
Вспомогательные инструменты и приспособления.
Основные материалы. Дополнительные материалы.
Правила техники безопасности, требования санитарии и личной гигиены.
Практические работы
Подготовка индивидуального рабочего места. Подготовка выжигательного
электроаппарата к работе. Отработка навыка замены иглы в аппарате при помощи
отвертки.
3. ТКАНЕВЕДЕНИЕ (10,5 часов)
Теоретические сведения
Понятие о волокне. Классификация текстильных волокон.
Исторические научно-познавательные сведения о волокнах и тканях.
Химические волокна. Классификация химических волокон.
Характеристика синтетических и искусственных волокон. Ассортимент тканей, их технологические свойства, используемые в технике выжигания.

Практическая работа
Изучение свойств текстильных волокон. Изучение физико-механических
свойств синтетических материалов, используемых в технике выжигания по шелку.
Варианты объектов труда
Образцы тканей
4. РИСУНОК (10,5 часов)
Теоретические сведения
Орнамент. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Мотивы орнамента. Виды орнамента. Орнамент геометрический, цветочный.
Начальные понятия о пропорциях и ритме в орнаменте. Орнамент в полосе,
прямоугольнике, круге. Использование орнамента в современном рукоделии. Стилизация растительных цветочных форм в декоративном оформлении.
Общее понятие о ритме. Ритм в природе, живописи, музыке, рисунке. Закономерности ритма при построении орнамента рисунка, декоративных линий, конструкций, в цветовом сочетании.
Понятие - фестон, виды фестонов. Правила перевода готового рисунка на техническую заготовку. Правила увеличения или уменьшения рисунка.
Техника штрихового рисования.
Правила выполнения технического рисунка. Требования, предъявляемые
к техническому рисунку.
Практические работы
Выполнение орнамента в полосе, прямоугольнике, круге. Составление ажурных фестонов. Выполнение зарисовок на бумаге, кальке с образцов народной вышивки.
Проработка рисунков в технике штрихового рисования на бумаге простым карандашом. Выполнение эскизов, технических рисунков.
Варианты объектов труда
Эскизы рисунков для декоративной отделки в технике художественного выжигания по шелку: платочки, салфетки; детали одежды для куклы; детали одежды
для себя (воротник, манжеты, жабо, шарф).
5. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ (7 часов)
Теоретические сведения
Исторический экскурс в мир проблем цвета. Смысловая нагрузка цвета и некоторые его свойства. Цветовая радуга. Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета. Цветовой круг. Гармония цвета.
Гармонические сочетания цветов. Цветовой контраст. Методы создания орнамента в цвете.
Практические работы
Составление композиции при участии двух цветов. Составление композиции
при участии 3-х, 4-х цветов и более.
Варианты объектов труда
Цветовые композиции
6. ВЫРЕЗАНИЕ ПО ТКАНИ
6.1 Метод вырезания по шаблонам и фасонным лекалам (17,5 часов)

Теоретические сведения
Приемы вырезания деталей изделия по шаблонам простой формы. Технология
выполнения декоративных изделий объемной формы; заготовка деталей методом
вырезания по шаблонам простой формы; сборка изделий, крепление деталей при
помощи точечной сварки.
Практические работы
Выполнение объемного цветка на плоском основании с однослойными лепестками.
Выполнение объемного цветка на плоском основании с двухслойными лепестками.
Выполнение объемного цветка на стебле с двухслойными объемными лепестками.
Варианты объектов труда
Декоративные изделия объемной формы (цветы, заколки, украшения)
6.2 Метод свободного вырезания по ткани (12 часов)
Теоретические сведения
Приемы выполнения основных элементов рисунка методом свободного вырезания по замкнутому контуру треугольников, кружочков, капелек и др. Выполнение сплошных линий.
Технология изготовления изделий методом свободного вырезания. Последовательность выполнения работы.
Практические работы
Выполнение декоративных изделий методом свободного вырезания по ткани.
Варианты объектов труда
Закладки для книг, салфетки, детали одежды - кокилье, жабо, воротники, манжеты; наряды для кукол.
6.3 Метод свободного вырезания по ткани с введением элементов
накладной аппликации (16 часов)
Теоретические сведения
Приемы выполнения элементов аппликации, наложение и крепление их на основу при помощи точечной или пунктирной сварки.
Последовательность работы. Технология изготовления изделий методом свободного вырезания с введением элементов накладной аппликации.
Практические работы
Выполнение плоской бабочки в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.
Выполнение объемной бабочки в 2-х, 5-х, 4-х цветном исполнении.
Выполнение объемных стрекоз, паучков.
Варианты объектов труда
Декоративные изделия: бабочки, стрекозы, паучки
7. ВЫЖИГАНИЕ ПО ТКАНИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШТРИХОВКИ (21 часа)
Метод выжигания по ткани с применением художественной штриховки
Теоретические сведения

Приемы выполнения различных деталей рисунка методом штрихового выжигания.
Технология изготовления изделии в технике свободного вырезания с элементами художественной штриховки.
Практические работы
Выполнение изделий методом выжигания с применением художественной
штриховки
Варианты объектов труда
Салфетки, наряды для кукол; декоративная отделка шарфа, воротника.
8. АППЛИКАЦИЯ
8.1 Аппликация открытого типа (3,5 часа)
Теоретические сведения
Технология выполнения аппликации открытого типа.
Практические работы
Выполнение панно методом аппликации открытого типа с использованием рисунков по мотивам русских народных сказок и персонажей из любимых мультфильмов.
Варианты объектов труда
Панно, открытки
8.2 Объемная аппликация (14 часов)
Теоретические сведения
Технология выполнения объемной аппликации.
Практические работы
Выполнение панно в технике объемной аппликации с растительной или цветочной тематикой.
Варианты объектов труда
Панно, открытки, игрушки
9. УХОД ЗА ИЗДЕЛИЯМИ (3,5 часа)
Теоретические сведения
Технические условия изготовления изделий в технике художественного
выжигания по шелку. Требования к качеству работы. Правила ухода за изделиями
с декоративной отделкой в технике художественного выжигания по шелку. ВТО.
Практические работы
Уход за изделиями с декоративной отделкой в технике художественного выжигания по шелку. Стирка изделий и влажно-тепловая обработка после стирки.
Варианты объектов труда
Декоративные изделия в технике художественного выжигания по шелку
10. ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА (7часов)

Подготовка к итоговой выставке. Организация и проведение ярмарки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны.
Творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.
Характеристики традиционных видов декоративно-прикладного искусства,
связанных с художественной обработкой ткани.
Терминологию, используемую при выполнении работ в технике выжигания по
шелку.
Основные и дополнительные инструменты и приспособления, используемые
при занятии в технике "выжигания по шелку.
Принцип работы выжигателя. Назначение различных видов игл для выжигания.
Правила работы за светостолом.
Правила техники безопасности, требования санитарии и личной гигиены.
Понятие о волокне. Классификацию текстильных волокон.
Химические волокна. Классификацию химических волокон.
Характеристику синтетических и искусственных волокон. Ассортимент тканей,
их технологические свойства, используемые в технике выжигания.
Основы составления орнамента. Основы композиции.
Основные понятия о цветовой радуге. Основные и дополнительные цвета.
Холодные и теплые цвета.
Методы создания орнамента в цвете.
Правила перевода готового рисунка на техническую заготовку.
Правила увеличения или уменьшения рисунка.
Правила выполнения технического рисунка.
Приемы выполнения основных элементов метода вырезания по
шаблонам и метода свободного вырезания с элементами аппликации.
Учащиеся должны уметь:
Организовать рабочее место, пользоваться подсветкой.
Пользоваться приспособлениями, основными и дополнительными инструментами.
Готовить электровыжигатель к работе, менять иглу в ручке выжигателя.
Выполнять правила техники безопасности и требования санитарии и личной гигиены.
Переводить готовые рисунки из альбома на техническую заготовку. Пользоваться готовыми лекалами и рисунками.
Выполнять зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки, а также
владеть способами перевода рисунка.
Создавать орнаментальные узоры для декоративных изделий: декоративный
платок, закладки для книг, салфетки, деталей одежды для куклы.
Подбирать ткань по волокнистому составу, по структуре, по цветовой гамме.

Выполнять элементы метода свободного вырезания с элементами аппликации
при изготовлении изделий по выбору: салфетка, платок, закладка для книги, игольница, эмблема, детали одежды для куклы, бабочка плоская и объемная.
Выполнять элементы метода вырезания по шаблонам при изготовлении изделий по выбору; заколка (цветок с однослойными лепестками и цветок с двухслойными объемными лепестками), декоративная роза на стебле.
Оценивать результаты этапов работы, корректировать свою деятельность.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения (средства ИКТ)
- компьютер: системный блок/монитор, клавиатура, мышь, колонки акустические
- ноутбук Samcung
- видеодвойка LG
- многофункциональное печатающее устройство XEROX
- cканер Genius Color Pade-Vivi4
- мультимедийный проектор (1шт.)
- магнитная доска белая (1 шт.)
Мебель
- стол педагога (1 шт.)
- стул педагога (1 шт.)
- стол компьютерный (1 шт.)
- шкаф для одежды (1 шт.)
- шкаф для учебного материала (3 шт.)
- светостолы ученические двухместные (4 шт.)
- светостол ученический четырехместный (1шт.)
- столы ученические одноместные (2 шт.)
- стулья ученические (14 шт.)
- ящики для хранения необходимых инструментов и приспособлений.
Оборудование
- лампы настольные для местного освещения (4 шт.)
- приточно-вытяжная вентиляция (1шт).
- выжигатели (10 шт).
Инструменты и приспособления
- иглы по выжиганию (игла из нихрома для вырезания по капрону и игла комбинированная из нихрома и меди для выжигания по шелку).
- маленькая отвертка для замены иглы в выжигателе (6 шт.).
Расходные материалы

- наждачная бумага № 0 для зачистки иглы;
- наборы цветных фломастеров, простые карандаши, линейки, ластики, ножницы, наборы писчей бумаги для рисунков;
- ткани из синтетических текстильных волокон.
Образцы изделий, шаблоны, операционные карты по технологии, технические
рисунки, образцы тканей из синтетических текстильных волокон
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вохринцева С.В. , «Хохлома. Учимся рисовать» / издательство «Страна фантазий» - :Екатеринбург, 2013
2. Вохринцева С.В. , «Гжель. Учимся рисовать» / издательство «Страна фантазий» - Екатеринбург, 2003
3. Вохринцева С.В. , «Городецкая роспись. Учимся рисовать» - Екатеринбург,
2003
4. Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Ростов-на
Дону: «Феникс», 2006.
5. Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. —
М.: «Академия Развития», 2012.
6. Кулик И.А. Выжигание по ткани / Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32 с.
7. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем
сами. – М.: Эксма, 2016
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. Сайт учителя технологии http://stazaeva.ru/category/dopolnitelnoeobrazovanie-2/page/2
2. Страна мастеров

https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1342%2C451

3. Территория творчества http://olgastazaeva.blogspot.com/

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2019-2020 учебный год
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Выжигание по шелку
Год обучения: первый
Место проведения: кабинет №117
N Дата
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия

Форма контроля

1. Вводное занятие (3,5 ч.)
1

1 неделя
сентября

Беседа

2

1 неделя
сентября

Урок-экскурсия.
1,5
Просмотр мультимедийной презентации «Художественное выжигание
по шелку»

2

Вводное занятие
Знакомство с содержанием курса.

Опрос-беседа

Вводное занятие.
Ознакомление учащихся с изделиями, выполненными в
технике художественного выжигания по шелку.

Опрос-беседа

2. Инструменты, материалы и приспособления (3,5 ч.)
3

2 неделя
сентября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подготовка
индивидуального рабочего места.

4

2 неделя
сентября

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: подготовка
выжигательного электроаппарата к
работе. Отработка навыка замены
иглы в аппарате при помощи отвертки.

2

Инструменты, материалы и приспособления. Знаком- Практикум
ство с оборудованием кабинета. Специальные, индивидуальные и дополнительные рабочие места.
Правила внутреннего распорядка. Основные инструменты
и приспособления.
Практикум
Инструменты, материалы и приспособления.
Основные материалы. Дополнительные материалы.
Правила техники безопасности, требования санитарии и
личной гигиены.

3. Тканеведение (10,5 ч.)

5

3 неделя
сентября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа:

6

3 неделя
сентября

Просмотр мультимедийной презен- 1,5
тации.

Опрос-беседа
Тканеведение
Исторические научно-познавательные сведения о волокнах
и тканях.

7

4 неделя
сентября

Комбинированный:
- беседа;
- лабораторная работа: изучение
свойств химических волокон

Тканеведение
Химические волокна. Классификация химических
кон.

8

4 неделя
сентября

Просмотр мультимедийной презен- 1,5
тации.

Опрос-беседа
Тканеведение
Изучение физико-механических свойств синтетических
материалов, используемых в технике выжигания по шелку.

9

1 неделя
октября

Урок-экскурсия в магазин тканей

2

Наблюдение
Тканеведение
Ассортимент тканей, их технологические свойства, используемые в технике выжигания.

10

1 неделя
октября

Занятие закрепления знаний.

1,5

Практикум
Тканеведение
Подбор тканей для работы в технике выжигания по шелку

2

2

Опрос-беседа
Тканеведение
Понятие о волокне. Классификация текстильных волокон.

Практикум
воло-

4. Рисунок (10,5 ч.)
11

2 неделя
октября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: знакомство
с разными видами орнаментов

12

2 неделя
октября

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: составление
ажурных фестонов.

Практикум
Рисунок
Начальные понятия о пропорциях и ритме в орнаменте.
Виды фестонов.

13

3 неделя
октября

Комбинированный:
- беседа;

Рисунок
Орнамент в полосе, прямоугольнике, круге.

2

2

Практикум
Рисунок
Орнамент. Мотивы орнамента. Виды орнамента. Орнамент
геометрический, цветочный.

Практикум

- практическая работа: выполнение
орнамента в полосе, прямоугольнике, круге
14

3 неделя
октября

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: выполнение
зарисовок на бумаге, кальке с образцов народной вышивки.

Практикум
Рисунок
Стилизация растительных цветочных форм в декоративном
оформлении.

15

4 неделя
октября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: проработка
рисунков в технике штрихового рисования на бумаге простым карандашом.

Практикум
Рисунок
Правила перевода готового рисунка на техническую заготовку. Правила увеличения или уменьшения рисунка. Техника штрихового рисования.

16

4 неделя
октября

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: выполнение
эскизов, технических рисунков.

Практикум
Рисунок
Правила выполнения технического рисунка. Требования,
предъявляемые к техническому рисунку.

5. Цветоведение (7 ч.)
17

5 неделя
октября

Беседа

18

5 неделя
октября

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: составление
композиции при участии двух цветов.

Цветоведение
Цветовая радуга. Цветовой круг.

Практикум

19

1 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;

Цветоведение
Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые
цвета.

Практикум

2

1,5

Опрос-беседа
Цветоведение
Исторический экскурс в мир проблем цвета. Смысловая
нагрузка цвета и некоторые его свойства.

- практическая работа: составление
композиции при участии 3-х, 4-х
цветов и более.
20

1 неделя
ноября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: составление
композиции при участии 3-х, 4-х
цветов и более.

Практикум
Цветоведение
Гармонические сочетания цветов. Цветовой контраст. Ме- Самоконтроль
тоды создания орнамента в цвете.

6. Вырезание по ткани
6.1 метод вырезания по шаблонам и фасонным лекалам (17,5 ч.)
21

2 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: освоение
приемов вырезания по шаблонам

1,5

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам.
Приемы вырезания деталей изделия по шаблонам простой
формы.

Практикум
Самоконтроль

22

2 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подбор материалов, выбор формы лепестков,
изготовление шаблонов.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам
Брошь: цветок на плоском основании с однослойными лепестками

Практикум
Самоконтроль

23

3 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: заготовка
лепестков, листьев, основания.

1,5

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам
Брошь: цветок на плоском основании с однослойными лепестками

Практикум
Самоконтроль

24

3 неделя
ноября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: сборка изделия.

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам
Брошь: цветок на плоском основании с однослойными лепестками

Практикум
Самоконтроль

25

4 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам.

Практикум
Самоконтроль

1,5

- практическая работа: подбор материалов, выбор формы лепестков,
изготовление шаблонов.

Заколка: цветок на плоском основании с двухслойными лепестками

26

4 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: заготовка
лепестков, листьев, основания.

27

1 неделя
декабря

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: сборка изделия.

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Заколка: цветок на плоском основании с двухслойными лепестками

28

1 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подбор материалов, выбор формы лепестков,
изготовление шаблонов.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Цветок на стебле с двухслойными объемными лепестками.

29

2 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: заготовка
лепестков, листьев, основания.

1,5

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Цветок на стебле с двухслойными объемными лепестками.

30

2 неделя
декабря

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: сборка изделия.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Заколка: цветок на плоском основании с двухслойными лепестками.

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Цветок на стебле с двухслойными объемными лепестками.

6.2 метод свободного вырезания по ткани (12,ч.)
31

3 неделя
декабря

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: приемы выполнения основных элементов рисунка методом свободного выреза-

Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
ткани.
Приемы выполнения основных элементов рисунка методом свободного вырезания

Практикум
Самоконтроль

ния по замкнутому контуру треугольников, кружочков, капелек и
др. Выполнение сплошных линий.
32

3 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подготовительные работы

33

4 неделя
декабря

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: закладка для
книг

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

34

4 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный платок (однослойная заготовка)

2

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани.
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

35

3 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративная салфетка одноцветная (двухслойная заготовка)

1,5

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани.
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

36

3 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративная салфетка двухцветная

2

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани.
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

37

4 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: наряд для
куклы

1,5

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани.
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

2

Опрос-беседа
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Наблюдение
ткани.
Технология изготовления изделий методом свободного вырезания. Последовательность выполнения работы.

6.3 метод вырезания по ткани с введением элементов накладной аппликации (16 ч.)

38

4 неделя
января

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: плоская бабочка в 2-х цветном исполнении
Подготовительные работы.

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Опрос-беседа
Наблюдение
дением элементов накладной аппликации.
Приемы выполнения элементов аппликации, наложение и
крепление их на основу при помощи точечной или пунктирной сварки.

39

5 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: плоская бабочка в 2-х цветном исполнении

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Последовательность работы. Технология изготовления изделий методом свободного вырезания с введением элементов накладной аппликации.

40

5 неделя
января

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: плоская бабочка в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации

41

1 неделя
февраля

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: объемная бабочка в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

42

1 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: объемная
бабочка в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации

43

2 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: объемная
стрекоза

1,5

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

44

2 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с введением элементов накладной аппликации.

1,5

Практикум
Самоконтроль

- практическая работа: объемный
паучок

Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

45

3 неделя
февраля

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: панно с бабочками, стрекозами и паучками

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

46

3 неделя
февраля

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: панно с бабочками, стрекозами и паучками

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

7. Выжигание по ткани с применением художественной штриховки (21.ч.)
47

4 неделя
февраля

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: знакомство
с приемами штрихового выжигания

Практикум
Выжигание по ткани с применением художественной
Самоконтроль
штриховки.
Приемы выполнения различных деталей рисунка методом
штрихового выжигания.

48

4 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: салфетка

2

Практикум
Выжигание по ткани с применением художественной
Самоконтроль
штриховки.
Технология изготовления изделии в технике свободного
вырезания с элементами художественной штриховки.

49

1 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: салфетка

1,5

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

Практикум
Самоконтроль

50

1 неделя
марта

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: наряд для
куклы

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

Практикум
Самоконтроль

51

2 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.

Практикум
Самоконтроль

1,5

- практическая работа: наряд для
куклы

Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

52

2 неделя
марта

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: наряд для
куклы

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

53

3 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный шарф

1,5

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

54

3 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный шарф

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

55

4 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный шарф

1,5

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

Практикум
Самоконтроль

56

4 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный воротничок.

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

Практикум
Самоконтроль

57

1 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный воротничок.

1,5

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

58

1 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный воротничок.

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

8. АППЛИКАЦИЯ
8.1 аппликация открытого типа (3,5 ч.)
59

2 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: открытка

1,5

Аппликация: аппликация открытого типа.
Технология выполнения аппликации открытого типа.

Практикум
Самоконтроль

60

2 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: панно

2

Аппликация: аппликация открытого типа.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

1,5

Аппликация: объемная аппликация.
Технология выполнения объемной аппликации.

Практикум
Самоконтроль

8.2 объемная аппликация (14 ч.)
61

3 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: открытка.

62

3 неделя
апреля

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: панно с растительной или цветочной тематикой

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

63

4 неделя
апреля

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: панно с растительной или цветочной тематикой

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

64

4 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

2

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

65

5 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

1,5

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

66

5 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

2

Аппликация: объемная аппликация
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

67

1 неделя
мая

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

2

Аппликация: объемная аппликация
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

68

1 неделя
мая

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

1,5

Аппликация: объемная аппликация
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

9. УХОД ЗА ИЗДЕЛИЯМИ (3,5 ч.)
69

2 неделя
мая

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: стирка изделий и влажно-тепловая обработка
после стирки.

Наблюдение
Уход за изделиями
Технические условия изготовления изделий в технике художественного выжигания по шелку. Требования к
качеству работы.

70

2 неделя
мая

Комбинированный:
1,5
- беседа;
- практическая работа: стирка изделий и влажно-тепловая обработка
после стирки.

Уход за изделиями
Правила ухода за изделиями с декоративной отделкой в
технике художественного выжигания по шелку. ВТО.

Наблюдение

10. ИТОГОВАЯВЫСТАВКА (7 ч.)
71

3 неделя
мая

Практическая работа: организация
и проведение выставки

2

Итоговая выставка

Наблюдение

72

3 неделя
мая

Практическая работа: организация
и проведение выставки

1,5

Итоговая выставка

Наблюдение

73

4 неделя
мая

Практическая работа: организация
и проведение выставки

2

Итоговая выставка

Наблюдение

74

4 неделя
мая

Практическая работа: организация
и проведение выставки

1,5

Итого:

129,5

Итоговая выставка

Наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».