Пояснительная записка Актуальность программы Данная программа систематизирует содержание учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия» и служит подготовительной базой для учащихся 9 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации. Характерной особенностью данной программы является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам. Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче. Таким образом, большая часть учащихся нуждается в занятиях с целью устранения трудностей в изучении математики, также имеются учащиеся, которым необходимы индивидуальные занятия, так как данные учащиеся потенциально могут показать высокие результаты на ОГЭ. Информационный материал подобран с учётом особенностей класса, сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень знаний и умений, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Цель программы: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования. Задачи программы: систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ; формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям; совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков; проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала; рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии. На занятиях учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях. Место курса в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на повторение содержательно-методических линий учебного предмета «Математики» за 5-9 класс: алгебраические выражения, функции, уравнения и неравенства, и геометрии. Рабочая программа составлена с учётом особенностей классов. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения; - применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств; - уметь отличать экзаменационные задания различных типов и выполнять эти задания за определенное время: с кратким ответом (задания типа 1-20 базового уровня), с развернутым ответом (21-24 – повышенного уровня сложности, 25-26 высокого уровня сложности); - выработать стратегию подготовки и сдачи ОГЭ в соответствии с целями, которые учащиеся ставят перед собой; - уметь оценивать свою экзаменационную работу по следующим параметрам: общее число правильно решенных заданий, типы заданий и количество баллов за каждое задание, уровень сложности (базовый, повышенный). В ходе занятий курса используются следующие методы, приёмы и формы работы: лекции учителя с различными видами заданий; составление обобщающих таблиц и опорных схем; самостоятельная работа учащихся; самостоятельный отбор материала; работа в группах; работа с пакетами КИМов. Учебно-тематический план №/п 1 2 3 4 Тема раздела Вычисления и преобразования Уравнения и неравенства Функции Геометрия ИТОГО Кол-во часов 10 10 10 5 35 Содержание материала Введение. Кодификатор ОГЭ, спецификация ОГЭ, структура и содержание КИМов, критерии оценивания, демоверсия. Вычисления и преобразования. Действия с натуральными числами. Действия с десятичными дробями. Процент. Нахождение процента от числа. Положительные и отрицательные числа. Арифметические действия с ними. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Смешанные числа. Умножение и деление обыкновенных дробей. Степень с целым показателем. Свойства степени. Преобразование алгебраических выражений. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства. Анализ практической ситуации, приводящей к неравенству. Метод интервалов. Системы уравнений и неравенств. Функции. Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величины в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. Построение графиков функций, заданной формулой. Геометрия. Признаки параллельных прямых. Решение прямоугольного треугольника. Признаки треугольников. Описанная и вписанная окружности треугольника. Контроль и оценка планируемых результатов Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах: - практические работы; - тестирование в формате ОГЭ. Календарно-тематическое планирование программы «Математический калейдоскоп» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема занятия Количество часов 1. Вычисления и преобразования Арифметические действия Преобразование буквенных выражений Решение простейших текстовых, практикоориентированных задач 2. Уравнения и неравенства Уравнения Неравенства Системы уравнений и неравенств 3. Функции Функции, их графики и свойства 4. Геометрия Параллельные прямые и углы. Вычисление элементов треугольника и прямоугольного треугольника. Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника. Площади фигур на плоскости. 10 2 4 4 10 4 2 4 10 10 5 2 1 1 Дата