ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 1 год обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся МАОУ СОШ № 136. Занятия в студии способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программой предусмотрена обработка различных материалов: природных и волокнистых материалов, бумаги, ткани, пластилина. Формирование навыков различных видов деятельности средствами искусства у детей является важным звеном в системе коррекционно-образовательной работы в условиях общеобразовательной школы. В процессе изготовления изделий, учащиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применении в быту. Освоение основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, бытовой культуры. Занятия по программе «Волшебный мир» направлены на закрепление обучающих, развивающих, воспитательных задач с использованием нетрадиционных приемов и техник. Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире и формирует эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности. В программу может вводиться реорганизация в содержательный компонент, учебно-тематический план. Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного учреждения. В кружок принимаются учащиеся по желанию. Формы и режим занятий: Формы обучения определяются образовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями воспитанников. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Объем учебной нагрузки определяется состоянием здоровья обучаемого. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с 15-минутными перерывами для отдыха детей и проветривания помещения (см. Приложение к программе). Принимаются все желающие 7-8 лет. В процессе занятий они знакомятся с различными способами художественной обработки материалов (природный, бросовый и волокнистый материал, бумагопластика) Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, предметы быта, аксессуары и др.) Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных. Занятия в каникулы. Программа обеспечивает непрерывность образовательного процесса. В каникулы обучающиеся принимают участие в праздниках, экскурсиях, окружных и городских конкурсах, выставках, и отражают мероприятия в своих творческих работах. В течение всего периода обучения целесообразно посещать музеи, выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, изучать народные традиции и современное декоративное искусство. Сроки реализации программы. Программа обучения предназначена для учащихся 7-8 лет и рассчитана на 1 год. Индивидуальные занятия обеспечивают более глубокий подход к личности каждого обучаемого и организацию его самостоятельной творческой деятельности. Обязательным в работе с детьми должен быть результат – выполнение работы и участие в различных конкурсах и выставках. Цель программы: Создание условий для формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы. Задачи: - воспитательные - воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру; - воспитание аккуратности и дисциплинированности при выполнении работы; - воспитание общей культуры поведения, навыков культуры труда, ЗОЖ; - воспитание воли, усидчивости, трудолюбия, уважения к своему труду и труду окружающих, стремление к достижению результата поставленной цели; - формирование опыта совместного творчества. - развивающие - развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия (величина, форма, цвет) - развитие художественно-творческих способностей обучаемых; - создание творческой атмосферы в студии на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы; - развитие способности действовать согласно словесной инструкции и закрепление самостоятельности на основе организационно-практических умений; - развитие положительного эмоционального отношения к работе и ее результатам. - обучающие - знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - обучение технологиям различных видов рукоделия; -обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с электроприборами, колющими и режущими предметами; -формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами; - обучение определению свойства и качества материала - привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности. Методическое обеспечение. Форма занятий. Одновременно в группе могут заниматься 10-12 человек. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с целью получения знаний (теоретическая часть), познавательные беседы, практическая часть (совместная, индивидуальная, самостоятельная), конкурсы. В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются основной формой обучения. В процессе практической работы, последовательно обучающие осваивают отдельные приемы и методы обработки различных материалов. Целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Обучаемые получают практические навыки работы с различными материалами и инструментами, активизируют мускулатуру рук, что способствует умственному развитию, снятию тревожности и агрессивности. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучаемых. Все предлагаемые изделия подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; были посильны детям начального и среднего школьного возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, художественное и эмоциональное развитие. Приемы и методы. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстрированных альбомов, готовых изделий или образцов с пояснением. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. Цель показа готовых образцов и изделий – научить правильно использовать эти образцы и вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать. На теоретических занятиях изучаются только те методы и приемы, которые будут использоваться в последующей практической работе. Занятия построены так, что теоретические знания и практические навыки даются всей группе, в дальнейшем используется индивидуально-дифференцированный подход к выполнению творческих работ. В конце занятия по каждой выполненной работе всем предлагается высказать свое мнение, отмечая достоинства и недостатки. Это помогает еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть ошибки. В процессе работы педагог не только предлагает, направляет и подсказывает направление выполнения работы, но и выбирает лучшие идеи обучаемых, тем самым развивая творческие способности и их талант. После изучения основного количества тем проходит обобщающее занятие: блиц-опросы по пройденной теме и обзор выполненных работ с оформлением выставки в ОУ. Методы: 1. наглядно – действенный (практический показ с объяснением); 2. наглядный (демонстрация чего – либо); 3. словесный (рассказ, инструктаж, беседа); 4. практический (самостоятельная работа и по замыслу); 5. индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности, способности обучающихся); 6. метод проектирования (от планирования до контроля); 7. проблемный (метод проб и ошибок). Приемы: 1. наглядно – действенный (показ: частичный, полный); 2. наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии); 3. словесный (совет, пояснение, указание, объяснение) 4. индивидуальная работа Дидактические материалы. Для реализации программы требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухим, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. В процессе работы через каждый учебный час делается перерыв на 15 минут с целью проветривания помещения. Учебное помещение должно быть эстетично оформленным и чистым. Правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Это дисциплинирует обучающихся, способствует повышению культуры труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. В помещении должны быть комбинированные шкафы, застекленные и открытые, где можно поместить выставку работ. Закрытую часть шкафа используют для хранения наглядного материала, инструментов, приспособлений и расходного материала. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении материала. Средства наглядности позволяют дать разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют прочному усвоению материала. Наглядные пособия (образцы, готовые изделия, рисунки-схемы, различный иллюстративный (открытки, альбомы, книги) и фотоматериал) демонстрируются при объяснении нового материала или в процессе выполнения. Для организации образовательного процесса необходимы следующие материалы и инструменты: различный природный материал, цветная бумага, белый и цветной картон, бархатная бумага, калька, альбом для рисования; бросовый и волокнистый материал; ткань различных видов; клей ПВА и «Момент», линейка, ножницы; простые карандаши; кисточки для клея и красок; циркуль; ластик; двусторонний и малярный скотч; стразы; бусины; бисер; пайетки; гелиевые ручки, фоторамки, наборы инструментов для обработки ткани и бумаги. Формы подведения итогов. В первые дни обучения проводится анкетирование родителей и предварительный контроль в форме собеседования, что позволяет увидеть исходную подготовку каждого ребенка, его индивидуальные вкусы, способности, склонности. В течение учебного процесса проводиться текущий контроль с целью проверки и оценки результативности освоения обучающимися программы, своевременного выявления нуждающихся в поддержке педагога при проведении занятий, а также, проявляющих творческие способности. В течение всего периода обучения проводятся итоговые (контрольные) занятия каждого раздела: выставки и блиц-опросы теоретических знаний обучаемых. Лучшие работы демонстрируются на тематических выставках, которые являются средством информации о деятельности студии семейного творчества. В конце года подводятся итоги усвоения программы (теоретической и практической части), направленные на выявления творческой личности, развитие познавательных процессов, уважения к своему труду и труду других людей. Теоретическая часть проверяется итоговым блицопросом, проводится внутри объединения конкурс «Лучшая семейная работа» и итоговая выставка всех работ, которая показывает уровень усвоения практической части программы. Выбор работ на выставки проводится с учетом интереса и возрастных особенностей обучающегося. Кроме того, на заключительном занятии в конце года подводятся итоги работы студии за год, анализируются общие достижения и допущенные ошибки, поощряются лучшие учащиеся и семейные коллективы. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. Оценка должна быть объективной и обоснованной. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных изделий. Коллективные просмотры и обсуждения выставленных работ помогают обучаемым еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть свои ошибки и приучают справедливо и объективно оценивать работу свою и других. Критерии оценки результативности реализации программы Входной контроль осуществляется в начале года обучения в виде собеседования и анкетирования. Текущий контроль осуществляется в ходе беседы и практических работ на занятиях. Итоговый контроль проводится по результатам прохождения года обучения в виде собеседований, блиц-опросов и практических работ. Оценка теоретических знаний, обучающихся проводится в процессе собеседований и блиц-опросов. При этом учитывается правильность изложения материала, умение применять полученные знания на практике при выполнении творческих работ. Результаты обучения отражаются в коллекции творческих работ, учитывается наличие и количество оригинальных работ, наличие семейных и индивидуальных творческих проектов, уровень творческих способностей, желание работать, аккуратность выполнения. Проверка ЗУН обучаемых проходит в дружелюбной и располагающей к открытости атмосфере. По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий. Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют и систематически применяют. Качество выполнения практических работ соответствует техническим и технологическим требованиям. В работе - максимально самостоятельное изготовление изделий, помощь членов семьи носит скорее формальный характер. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний, но усвоенный материал могут правильно использовать и применять. Качество выполнения практических работ не всегда соответствует техническим и технологическим требованиям. Присутствует самостоятельная работа, но возникают затруднения при выполнении изделий. Помощь членов семьи – минимальна. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Время, затраченное на выполнение определённой работы, не выходит за рамки отведённого. Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если обучаемые овладели частью теоретических знаний, но систематически их не применяют, не могут правильно использовать. Качество выполнения практических работ не соответствует техническим и технологическим требованиям. Самостоятельная работа практически отсутствует, помощь семьи на всех этапах выполнения изделия. Требуется индивидуально – дифференцированный подход со стороны педагога. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, могут правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Периодически не укладываются во время, отведенное для выполнения определённой работы. С момента поступления обучающего в объединение, ведется диагностика его творческого развития. Результаты фиксируются в карте диагностики, которая составляется на начало, середину и конец каждого учебного года, с целью выявления уровня развития творческих способностей и определения заданий для выполнения индивидуальных работ, что позволяет отслеживать динамику образовательных результатов обучаемого по отношению к другим обучаемым и к самому себе, выявлять собственные успехи по сравнению с начальным уровнем. Разумно организованная система контроля и оценки результатов обучающихся дают возможность определить степень освоения обучаемыми программы, а также проследить развитие личностных качеств обучаемых, оказать им своевременную помощь и поддержку. В конце каждого учебного года по карте диагностики составляется круговая диаграмма диагностики усвоения программы всей группой в целом. В объяснительной записке отмечаются результаты проводимой диагностики в начале и конце года. Кроме того, в течение всего периода обучения собирается и составляется «портфолио», которое является современной, наглядной и эффективной формой оценивания творческих достижений обучаемого и семьи в целом, включающее общую информацию об обучаемом, официальные документы, творческие работы, отзывы и отражает результаты индивидуальной образовательной активности. Прогнозируемые результаты и способы их проверки К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. По итогам года обучаемые должны получить следующие Знания - правила работы и ТБ при работе колющими и режущими инструментами; - материалы, инструменты и приспособления, терминологию используемые при изготовлении изделий; - основы цветоведения и композиции; Умения - изготовление трафаретов и шаблонов; - подбор материала для выполнения определенной работы; - определение последовательности выполнения работы; - уметь контролировать свои действия со словесным объяснением; Навыки -создание композиции и изготовление различных поделок из природного и бросового и волокнистых материалов, бумаги; - составление эскизов (рисунок-схема) изделий; - могут оценить качество готового изделия - экономное расходования различных материалов (бумаги и др.) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Тема Количество часов/минут теория Вводное занятие 0,5 Работа с природными материалами 1 Работа с бумагой 1 Работа с тканью и волокнистыми ма- 2 териалами 5. Работа с пластилином 1 6. Итоговое занятие 0 7 Резерв Итого 5,5 1. 2. 3. 4. практика Экскурсия Выставки всего 0 5,5 6,5 7,5 0,5 0 0 0 0 0,5 0,5 0,5 1 7 8 10 5,5 0,5 0 0 2 2,5 0,5 0,5 8 1 2 36 25,5 2,5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие Знакомство с группой. Порядок и содержание работы объединения на год. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электроприборами. 2. Работа с природными материалами. Природный материал (растительный и минеральный). Заготовка и хранение природного материала. Подготовка природного материала к работе. Дополнительные материалы. Инструменты. Работа с растительным материалом. Работа с минеральным материалом. Последовательность выполнения работы. Предметы интерьера. Практическая часть. Работа с растительным материалом. Розы из осенних листьев. Рамка для фотографий «Лесная фантазия» Панно «Память о лете» Декорирование рамочки для фотографий цветной крупой Бусы из природного материала (каштаны, шиповник, желуди) Работа с минеральными материалами (ракушки, песок, камешки…). Панно из песка Декорирование вазы, бутылки, кашпо 3. Работа с бумагой История возникновения бумаги. Разновидности бумаги и приемы работы с ней. Сведения о цвете. Цветовой круг. Теплые и холодное тона. Хроматические, ахроматические цвета. Геометрический и растительный узор. Стилизация растительных форм. Шаблоны, трафареты. Плоские, полу-объемные и объемные изделия. Техника выполнения. Подготовка основ для работы. Дополнительные материалы и инструменты. Практическая часть. Панно «Веселый поезд», «Башни», «Кораблики», «Букет» Упаковка для подарка «Коробочка» Снежинка из бумаги Новогодние игрушки. Новогодняя открытка 4. Работа с тканью и волокнистыми материалами Краткая характеристика текстильных волокон. Работа с тканью и мехом. Петельный шов. Отделочные элементы. Аппликация из ткани на бумаге, на ткани. Куклы-обереги. Цветовая насыщенность в оформлении. Основные составные части композиции - объем, форма, пропорция, масштаб, цвет, как средство выразительности в композиции. Инструменты и дополнительные материалы. Волокнистые материалы (нити, тесьма, шнуры, шпагат). Их использование в быту. Строение и основные свойства волокнистых материалов. Аппликационные работы. Подготовка мягких и жестких основ и фонов. Подготовка волокнистых материалов к работе. Основы композиции. Цветовое оформление изделий. Инструменты, приспособления и дополнительные материалы. Практическая часть. Куклы из ниток Куклы-обереги «Пеленашка», «Ангелочек» Подставка под горячее Настенные украшения Декоративная подушечка Игольница 5. Работа с пластилином Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Правила работы с бруском пластилина. Смешивание пластилина разных цветов. Изготовление тонких колбасок и маленьких шариков из них одинакового размера. Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др. Овладение приёмами лепки: кубик, конус, вырезание из пластилина. Практическая часть. Лепная картина. «Ромашка для мамы» «Ваза с цветами» «Средневековый замок» 6. Итоговое занятие Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Литература Белякова О.В., «Подарки своими руками» - М.: АСТ, 2008 Бычкова Е.Р., «Картины своими руками» - М.:Полиграфиздат, 2008 Вагенер А., «Декорирование стекла» - М.: АРТ-Родник, 2008 Вешкина О.Б., «Этот удивительный батик: искусство росписи по шелку» - М.: Эксмо, 2010 Данкевич Е.В., «Вышивка лентами» - СПб.: Сова, 2009 . Зайцева А.А., «Поделки с тиснением по бумаге» - М.: Эксмо, 2009 Кастль-Брайтнер К., «Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани» - М.: Арт-родник, 2008 8. Махмутова Х., «Предметы интерьера в технике батик и аппликация» - М.: Эксмо, 2009 9. Ткачук Т.М., «Тряпичные куклы» - М.: Сталкер, 2008 10. Терешина Г.В., «Батик своими руками» - М.: АСТ-Пресс, 2007 11. Чурина Л.С., «Поделки из бумаги» - СПб.: Сова, 2010 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2019-2020 учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир» N п/п Дата Форма занятия Кол-во часов Место проведения: кабинет №117 Тема занятия Форма контроля 1. 1 неделя Беседа сентября 1 Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электроприборами. Опрос-беседа 2. 2 неделя Комбинированный: сентября - беседа; - практическая работа: подготовка природного материала 1 Работа с природными материалами. Природный материал (растительный и минеральный). Заготовка и хранение природного материала Дополнительные материалы. Инструменты. Практикум 3. 3 неделя Комбинированный: сентября - беседа; - практическая работа: розы из осенних листьев. 1 Опрос-беседа Работа с природными материалами. Работа с растительным материалом. Последовательность выполнения работы. 4 неделя Комбинированный: сентября - беседа; - практическая работа: рамка для фотографий «Лесная фантазия» 1 Работа с природными материалами. Работа с растительным материалом 4. Практикум 5. 1 неделя октября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: бусы из природного материала (каштаны, шиповник, желуди) 1 Работа с природными материалами. Работа с растительным материалом Наблюдение 6. 2 неделя октября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: панно «Память о лете» 1 Работа с природными материалами. Работа с растительным материалом Практикум 7. 3 неделя октября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: подготовка природного минерального материала 1 Работа с природными материалами. Работа с минеральными материалами: ракушки, песок, камешки. Последовательность выполнения работы. Опрос-беседа 8. 4 неделя октября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: декорирование вазы, бутылки, кашпо 1 Работа с природными материалами. Работа с минеральными материалами Практикум 9. 5 неделя октября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Панно «Веселый поезд», 1 Опрос-беседа Работа с бумагой История возникновения бумаги. Разновидности бумаги и приемы Практикум работы с ней. 10. 1 неделя ноября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Панно «Веселый поезд» 1 Опрос-беседа Работа с бумагой Сведения о цвете. Цветовой круг. Теплые и холодное тона. Хро- Практикум матические, ахроматические цвета. 11. 2 неделя ноября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Упаковка для подарка «Коробочка» 1 Работа с бумагой Геометрический и растительный узор. Практикум Самоконтроль 12. 3 неделя ноября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: «Букет» 1 Работа с бумагой Стилизация растительных форм. Шаблоны, трафареты. Практикум Самоконтроль 13. 4 неделя ноября Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Новогодние игрушки. 1 Практикум Работа с бумагой Плоские, полу-объемные и объемные изделия. Техника выполне- Самоконтроль ния. 14. 1 неделя декабря Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Снежинка из бумаги Новогодние игрушки. 1 Практикум Работа с бумагой Подготовка основ для работы. Дополнительные материалы и ин- Самоконтроль струменты. 15. 2 неделя декабря Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Новогодние игрушки 1 Работа с бумагой. Новогодние игрушки Практикум Самоконтроль 16. 3 неделя декабря Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Новогодняя открытка 1 Работа с бумагой. Новогодние игрушки Практикум Самоконтроль 17. 4 неделя декабря Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Настенные украшения 1 Практикум Работа с тканью и волокнистыми материалами Краткая характеристика текстильных волокон. Работа с тканью Самоконтроль и мехом. Инструменты и дополнительные материалы. 18. 3 неделя января Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Декоративная подушечка 1 Работа с тканью и волокнистыми материалами Петельный шов. Отделочные элементы. Практикум Самоконтроль 19. 4 неделя января Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Игольница 1 Работа с тканью и волокнистыми материалами Петельный шов. Отделочные элементы. Практикум Самоконтроль 20. 5 неделя января Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Подставка под горячее 1 Работа с тканью и волокнистыми материалами Аппликация из ткани на бумаге, на ткани. Практикум Самоконтроль 21. 1 неделя февраля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Подставка под горячее 1 Работа с тканью и волокнистыми материалами Аппликация из ткани на бумаге, на ткани. Практикум Самоконтроль 22. 2 неделя февраля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Куклы из ниток 1 Практикум Работа с тканью и волокнистыми материалами Волокнистые материалы (нити, тесьма, шнуры, шпагат). Их ис- Самоконтроль пользование в быту. Строение и основные свойства волокнистых материалов. Подготовка волокнистых материалов к работе. Основы композиции. Цветовое оформление изделий. 23. 3 неделя февраля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Куклы из ниток 1 Работа с тканью и волокнистыми материалами Куклы из ниток 24. 4 неделя февраля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Куклы-обереги - «Пеленашка» 1 Практикум Работа с тканью и волокнистыми материалами Куклы-обереги. Цветовая насыщенность в оформлении. Основ- Самоконтроль ные составные части композиции - объем, форма, пропорция, масштаб, цвет, как средство выразительности в композиции. Практикум Самоконтроль 25. 1 неделя марта Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Куклы-обереги - «Пеленашка» 1 Работа с тканью и волокнистыми материалами Куклы-обереги. Практикум Самоконтроль 26. 2 неделя марта Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Куклы-обереги - «Ангелочек» 1 Работа с тканью и волокнистыми материалами Куклы-обереги. Практикум Самоконтроль 27. 3 неделя марта Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Лепная картина «Ромашка для мамы» 1 Работа с пластилином Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Картонная основа для сюжетной картинки Практикум Самоконтроль 28. 4 неделя марта Комбинированный: - беседа; - практическая работа: Лепная картина «Ромашка для мамы» 1 Практикум Работа с пластилином Правила работы с бруском пластилина. Смешивание пластилина Самоконтроль разных цветов. Изготовление тонких колбасок и маленьких шариков из них одинакового размера. 29. 1 неделя апреля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: «Ваза с цветами» 1 Работа с пластилином Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др. 30. 2 неделя апреля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: «Ваза с цветами» 1 Практикум Работа с пластилином Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки: Самоконтроль раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др. 31. 3 неделя апреля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: 1 Работа с пластилином Приемы работы при изготовлении объемных фигур Практикум Самоконтроль Практикум Самоконтроль «Кто пасется на лугу?» 32. 4 неделя апреля Комбинированный: - беседа; - практическая работа: «Средневековый замок» 1 Работа с пластилином Приёмы лепки: кубик, конус, вырезание из пластилина. Практикум Самоконтроль 33. 1 неделя мая Комбинированный: - беседа; - практическая работа: «Средневековый замок» 1 Работа с пластилином Приёмы лепки: кубик, конус, вырезание из пластилина Опрос-беседа Наблюдение 34. 2 неделя мая Комбинированный: - беседа; - практическая работа: 1 Итоговое занятие Наблюдение 35. 3 неделя мая Практическая работа: 1 Резерв. Систематизация и обобщение изученного Наблюдение 36. 4 неделя мая 1 Резерв. Систематизация и обобщение изученного