Выжигание по шелку

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все большее внимание в настоящее время уделяется эстетическому воспитанию детей. Переход системы образования на личностно-ориентированный подход,
введение образовательных стандартов позволяет решать данную проблему комплексно и в тоже время дифференцирование, а именно дает возможность педагогу
и ребенку работать в структуре сотрудничества в определенном образовательном
поле. Выделение в структуре образования разных уровней дает возможность и
содержательную линию рассматривать в инвариантной и вариативной части, что в
свою очередь дает возможность учителю предлагать ребенку выбирать и пробовать.
«Выжигание по шелку» - комплексная социально-эстетическая программа
для учащихся среднего и старшего школьного возраста, рассчитанная на два года
обучения, состоящая из двух курсов «Основы технологии гильоширования» и «Выжигание по ткани. Декоративные изделия в технике гильоширования». Данный
курс может быть использован учителями образовательной области «Технология»
при реализации основной программы в разделе «Рукоделие», а также для проведения занятий в кружках как материал для решения задач национально-регионального компонента в рамках культурно-исторической линии. Курс предполагает,
прежде всего, практическое обучение, закрепление и совершенствование приобретенных навыков.
Основная роль программы - заинтересовать учащихся, побудить к творчеству
в доступной для них форме, расширить знания и представления о декоративно-прикладном искусстве. В течение многих столетий вырабатывались определенные
приемы исполнения декоративной отделки изделий в традиционных видах декоративно-прикладного творчества, формировались характерные особенности, колорит. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет
на формирование художественного вкуса. Актуальность использования данной
программы в условиях школы заключается в том, что «Выжигание по шелку» является сравнительно новым видом декоративно-прикладного искусства, и занятия
с детьми этим видом творчества направлены на сохранение, развитие и создание
новых культурных ценностей.
Анализ программ дополнительного и общего образования в области обработки ткани показывает, что данная программа не только не повторяет ранее разработанные Сиволаповой Т.П. и Болотиной Л.А. программы с аналогичным названием, но скорее дополняет их, так как первая из названных программ посвящена
практическому обучению детей 10-14 лет приему выжигания по ткани с использованием только шаблонов, вторая рассматривает теоретические основы художественного творчества - закономерности дизайна с применением их при работе с
тканью.
Занятия по данной программе дают возможность развернуть перед детьми
основные направления развития декоративно-прикладного искусства в целом и
родного края в частности, познакомить их с закономерностями эстетической организации предметной среды, раскрыть их творческие способности через обучение

приемам свободного вырезания по шелку, работе с электроиглой как кистью в одном из современных видов декоративно-прикладного искусства, создают условия
для самовыражения, самореализации в творческой деятельности; развивают фантазию, воображение, интеллект. Ведущий мотив деятельности - творчество ради общения через искусство.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на условия микросреды, где формируется ученик как личность, на интересы
и приемлемые для ребенка способы проведения досуга, на активное участие в
жизни детского коллектива. В условиях творческого коллектива формируется общий интерес и ответственность, творческое общение и обмен мнениями, помощь и
руководство друг другом.
Комплексное решение этих проблем диктует необходимость трактовать цели
воспитания, прежде всего, как подготовку учащихся к жизни, воспитание в личности творческого начала, особенно в отношении к труду как важнейшей сфере деятельности.
Цель курса расширить содержательную область образовательной программы
«Технология» по культурно-исторической линии национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в рамках дополнительного
образования и создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- вести допрофессиональную подготовку школьников с целью дальнейшей специализации в области прикладного искусства и использования полученных
знаний и навыков в других сферах деятельности;
- готовить к самостоятельному приобретению знаний и творческому
применению их на практике.
Развивающие:
- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства, привить любовь к народному искусству; сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края;
- рассмотреть специфику художественной стороны народного искусства и
раскрыть связь традиционных видов с современными видами;
- раскрыть интеллектуально-эстетический потенциал личности, исключающий развитие познавательных способностей эстетическое отношение к действительности (чувство красоты, умение оценивать результаты своей деятельности по
законам красоты);
раскрыть творческие способности ребенка, развить природой данные
ему возможности, пробудить потребность к самореализации;
создать условия для реализации творческих способностей учащихся
через подключение к исследовательской деятельности;
Воспитывающие:
- воспитывать элементарные навыки самообслуживания, учить аккуратно и
бережно обращаться с инструментами, приспособлениями, материалами и пособиями;

- вырабатывать умение дружно и сообща работать, выполнять поручение
педагога.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Данная программа рассчитана на школьный возраст (10 - 17 лет). Условия
набора детей в группу: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: 8 - 12 человек.
Объем дополнительной образовательной программы
Учебный материал строится по 148 часовой годичной сетке (37 недель) для
программ дополнительного образования (4 часа в неделю). Программа ориентирована на один год обучения детей в среднем или старшем звене общеобразовательной школы в условиях соблюдения единства требований.
Формы и режим занятий
Используются следующие формы организации занятий: теоретические и
практические занятия, а также организация экскурсий.
Занятия проводятся по группам, два раза в неделю. Продолжительность одного занятия по два академических часа.
Содержание дополнительной образовательной программы
«Выжигание по шелку» - это общеразвивающий интегративный курс, вбирающий в себя сведения нескольких дисциплин: цветоведения, тканеведения, рисунка, обслуживающего труда, основ безопасности и др.
Образовательный материал построен с учетом предметных связей, дающих
возможность создать в сознании ребенка единую картину законов красоты.
Одним из главных принципов данного курса является чередование разных
видов деятельности учащихся. Практические занятия носят комплексный характер
и опираются на теоретические знания. Теоретические сведения содержат основные
данные, связанные с процессом изготовления изделий в технике художественного
выжигания по шелку.
Программа курса построена так, чтобы учащиеся приобретали практические
навыки постепенно. Содержание и последовательность изучения практических
тем курса подчинены принципам культуросообразности, природ сообразности,
базисного накопления знаний и практических навыков. Каждая последующая
учебно-практическая тема базируется на предыдущей и участвует в раскрытии следующей.
Учебно-педагогический процесс строится доступно, согласно возрастным и
индивидуальным особенностям: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Обеспечение единства теоретической и практической подготовки учащихся
достигается путем комбинированных занятий с широким использованием активных методов обучения, тематических бесед, уроков-практикумов, консультирования, демонстраций, дискуссий, участий в выставках, в ярмарках, посещений музеев
и выставочных залов.
Содержательная линия программы построена по концентрическому принципу с учетом ступенчатости в рамках следующих разделов:

- Инструменты, материалы и приспособления.
- Тканеведение
- Цветоведение
- Рисунок
- Вырезание
- Выжигание по ткани
- Аппликация
На вводных занятиях предусмотрены беседы по истории возникновения декоративно-прикладного искусства, полезно-познавательные экскурсы в мир тканей, цвета, рисунка.
В разделе «Тканеведение» закрепляются и расширяются знания, полученные
на уроках трудового обучения. Цель раздела – научить учащихся отличать натуральные волокна от химических, помочь ориентироваться в современном рынке
синтетических тканей и более полно использовать их технологические свойства в
художественном выжигании по шелку. Программа предполагает изготовление учащимися изделий из синтетических тканей, выполнение которых связано не только
с той или иной технологической обработкой ткани, но и с художественным оформлением (декоративные украшения, салфетки, панно, отделочные детали одежды и
т. д.).
Раздел «Рисунок» поможет дать ученикам общее представление об орнаменте, характерных особенностях его построения, познакомит с основными законами и свойствами композиции, поможет раскрыть понятия симметрии и асимметрии, равновесия и стилизации форм.
В разделе «Цветоведение» большое внимание уделено изучению основных
законов цветосочетания, цветовой гармонии, принципам построения композиции в
цвете.
Изложение теоретических знаний предшествует практическим занятиям и
логически связано с изучаемым материалом. Теоретические занятия дополняют
знания, полученные в школе, способствуют большей самостоятельности учащихся,
расширяют их кругозор и диапазон интересов.
Основным методом сообщения нового материала на занятии служит слово
учителя, сопровождаемое демонстрацией изделий, показом технологических операций. На каждом этапе практикума используются комплексы средств обучения,
которые обеспечивают достижение цели, создают условия для самостоятельной работы в индивидуальном ритме. Такими средствами обучения являются образцы изделий, таблицы по технологии, технические рисунки, приспособления (комплекты
шаблонов и лекал). Специальное оборудование, как средство обучения для учащихся играет огромную роль. Прикладные умения невозможно понять и усвоить
только с помощью теоретических методов обучения, нужно практическое их закрепление. К специальному оборудованию относятся светостолы и электровыжигатели.
На начальном этапе технология обработки изделий должна быть несложной,
а время, затраченное на их изготовление - минимально, чтобы учащиеся смогли
быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию их интереса,

стремлению к самостоятельности. При изготовлении изделий можно нацелить детей на общественно-полезный труд, т. е. на изготовление изделий для школьных
ярмарок, подарков друзьям и учителям, памятных сувениров к праздникам. Темы
занятий, учитывающие имеющиеся в распоряжении кружка материалы, приближены к интересам и потребностям школьников.
У обучающихся наблюдается весьма существенная разница в усвоении знаний и умений, а также в способностях и в скорости формирования мыслительных
операций. Уже этим обуславливается необходимость индивидуализации учебного
процесса. По каждой теме предполагается разработка изделий разной сложности
изготовления, так как в кружок приходят дети с разными способностями: одни
усидчивы, лучше рисуют, быстрее привыкают находить красивые сочетания цветов; другим все это дается менее успешно. Требуется немалое терпение, чтобы приобрести необходимое умение в работе с материалом, добиться технической чистоты. Разная степень сложности учитывается и при обучении разновозрастных
групп.
Использование принципа личностно-ролевого участия школьников в учебном процессе позволяет передать учащимся ряд ролей, которые они смогут выполнять под руководством педагога. В разновозрастных (вертикальных) группах для
выполнения некоторых учебных действий старшие воспитанники выступают в
роли консультантов или руководителей, а то и педагогов группы младших воспитанников.
Формирование у детей целостного восприятия прикладного творчества происходит в несколько этапов. На первом этапе ученики осваивают простейшее специальное действие, внутри которого складываются зрительно-моторные механизмы обобщенного восприятия произведения. На следующем этапе это действие
преобразуется в сложную структуру совмещения в восприятии и воображении ребенка. Сначала дети овладевают простой формой технических действий, затем действия усложняются и, наконец, применяя эти действия для анализа работ, составляют содержательные характеристики изделий. Завершают цикл занятия, на которых ученики составляют и выполняют работы, основанные на собственном замысле, подбирая наиболее целесообразные методы обработки ткани в технике выжигания.
Начиная работу с учеником (группой), учителю необходимо проводить входную диагностику - выявить имеющийся к началу обучения запас знаний и умений,
выявить готовность к переходу на новые уровни знаний и умений. В процессе обучения необходимо проводить текущий и промежуточный контроль. После каждого
этапа работы проводится обобщающий контроль, показывающий уровень обученности учащихся произошедшие в них изменения.
Контроль практических умений осуществляется учителем в процессе наблюдений за трудовой деятельностью учащихся, при систематической операционной
проверке выполняемых изделий, при осмотре изделий в целом, отборе готовых изделий для выставки. Уже на первых этапах обучения важное значение приобретает
развитие у учащихся навыков самоконтроля, воспитание привычки самокритично
оценивать результаты труда.

Формой контроля теоретических знаний служат беседы, направленные на закрепление и систематизацию знаний, анализ и самоанализ изделий.
Данный программный материал не должен рассматриваться как нечто догматическое, особенно в содержательной части. Педагогическое проектирование тематического плана носит в себе характер саморазвития. По ходу реализации возможна
перегруппировка тем, возможно сокращение или увеличение материала по отдельным разделам, введение дополнительных сведений теоретического характера или
практических разработок.
Планируемые результаты дополнительной
образовательной программы
К концу обучения каждый ребенок будет знать:
- основные термины и понятия технологии выжигания по шёлку;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций в гильошировании;
- основные правила композиции и цветоведения;
- свойства тканей из синтетических волокон и правила подбора материалов;
- правила влажно-тепловой обработки и правила ухода за изделиями из шёлковых
тканей;
- правила техники безопасности при работе с выжигательным прибором;
- основу технологического подхода при изготовлении изделий в технике гильоширования.
Должен овладеть:
- технологическими приёмами и навыками безопасной работы с выжигательным
прибором;
- умением необходимой точности движений при выполнении прижиганий;
- навыками требуемой величины усилий, прикладываемым к выжигательному прибору с учетом технологических требований;
-различными технологиями выжигания по ткани;
- различными приёмами обработки срезов изделия;
- умением планировать самостоятельную творческую деятельность;
- умением работать по плану;
- способностью решать поставленную задачу самостоятельно и верить в свой успех;
- навыками анализа возникших в работе трудностей.
Должен уметь применять полученные знания и умения на практике для:
- рациональной организации своего рабочего места и поддержания порядка на нём;
- планирования последовательности изготовления изделия и осуществления контроля за результатом работы по образцу;
- построения композиции, выбора цветового решения;
- подбора материала по цвету, фактуре и свойствам;
- для решения поставленной проблемы при выполнении творческих заданий;
- совершенствования приёмов работы в технике гильоширования;
- экономного расходования материалов;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- проведения разработки творческого проекта изготовления изделия или получения
продукта труда с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- поиска новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельной организации и выполнении различных творческих работ по созданию изделий;
- публичной презентации и защиты проекта изделия;
- оценки и самооценки самостоятельной творческой деятельности;
- аккуратного и качественного выполнения работы.
Рабочая программа
Основы технологии гильоширования.
Первый год обучения

Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы технологии гильоширования» направлена на
развитие творческой и познавательной активности, на ознакомление обучающихся
с технологией различных приёмов выжигания по ткани, ориентирована на применение полученных умений и навыков на практике для создания простых, но в то же
время красивых изделий своими руками, что является важным условием для творческой самореализации и социализации школьника в современных условиях. На
данном этапе ученики осваивают простейшее специальное действие, внутри которого складываются зрительно-моторные механизмы обобщенного восприятия произведения.
Удивительные возможности технологии гильоширования позволяют создавать вручную множество прекрасных эксклюзивных вещей с применением аппликации в любом стиле, от старины до модерна, и открывают большой простор для
творчества обучающихся. Рабочая программа предусматривает выполнение большого ассортимента изделий для украшения интерьера, быта и одежды не только
школьника, но и членов его семьи. Учащиеся научатся изготавливать цветы, резинки для волос, платочки, воротнички, салфетки, панно и многое другое.
Занятия необходимо проводить в атмосфере сотрудничества и доверительных отношений ученика с учителем. Каждый ребёнок должен чувствовать себя
успешным! Создавая продукт своего творчества, он не только получит определенные знания, но и приобретёт специальные умения и навыки, попробует свои силы
в практической деятельности, развивая профессиональные интересы и склонности.
Учащиеся с удовольствием занимаются выжиганием по шёлку, им очень нравится
творить и создавать необычные вещи своими руками. Овладев азами гильоширования, школьники начинают по-иному воспринимать красоту увиденного, стремятся
разобраться в художественных приёмах и тонкостях её воплощения.
Рабочая программа первого года обучения рассчитана на учащихся 10-17 лет
с общим объёмом 148 часов (4 часа в неделю). Основное содержание программы

составляют практические работы (до 70% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.
Данная программа рассчитана на 8-12 человек.
Целью программы «Основы технологии гильоширования»» является: создание условий для развития личности обучающегося, содействие формированию
технико-технологической грамотности, обеспечение условий для становления технологической культуры, освоение технологических знаний и умений в технике гильоширования, применения их на практике, а также воспитание и развитие трудолюбия.
Достижение поставленных целей связывается с решением следующих задач:
 формировать систему знаний об основных правилах композиции и цветоведения,
о свойствах тканей из синтетических волокон;
 научить технологическим приёмам работы с выжигательным прибором и совершенствовать приёмы работы в технике гильоширования;
 создать основу для понимания технологического подхода при изготовлении изделий в технике гильоширования;
 определить приёмы оценки и самооценки в самостоятельной деятельности;
 обеспечить формирование технико-технологической грамотности и навыков безопасной работы с выжигательным прибором;
 способствовать формированию социально-обоснованных ценностных ориентаций;
 прививать аккуратность, добросовестность;
 развивать творческую активность, эстетический вкус и познавательный интерес
в прикладной творческой деятельности;
 воспитывать любовь к труду, самостоятельность, веру в свой успех.
Сроки реализации курса
Курс рассчитан 144 часа в год.
Формы и режим занятий.
Для достижения поставленных задач используются как теоретические занятия, так и практические.
Занятия проводятся по группам, два раза в неделю. Продолжительность одного занятия по два академических часа.







Формы и методы организации занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
комбинированные
практические
лабораторные
экскурсии
защита проекта.
А также различные методы:

методы, в основе которых лежит способ передачи информации на занятии:
 словесный
 наглядный
 практический
методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный
 репродуктивный
 частично-поисковый
 исследовательский
методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
 фронтальная
 групповая
 индивидуальная
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Вводное занятие
Инструменты, материалы и приспособления
Тканеведение
Рисунок
Цветоведение
Вырезание по ткани:
 метод вырезания по шаблонам и фасонным
лекалам;
 метод свободного вырезания по ткани;
 метод вырезания по ткани с введением элементов накладной аппликации.
Выжигание по ткани с применением художественной штриховки:
 метод выжигания по ткани с применением
художественной штриховки
Аппликация:
 аппликация открытого типа;
 объемная аппликация.
Уход за изделиями
Итоговая выставка
Всего

Количество часов
Теор.
Прак. Экс- Всего
обуч.
обуч. курсии
2
2
6
8
4

2
2
4
4

2
4
-

4
4
12
12
8

5

15

-

20

2
4

12
14

-

14
18

2

22

-

24

1
2
1
39

3
10
3
4
95

4
10

4
12
4
8
144

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (4 часа)
Теоретические сведения
«Выжигание по шелку» - современный вид декоративно-прикладного искусства. Основные сведения о данном виде творчества. Методы вырезания и художественного выжигания по шелку.
Ознакомление с планом работы, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Методика проведения занятий.
Истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства. Характерные особенности местного народного искусства.
Характеристика традиционных видов декоративно-прикладного искусства,
связанных с художественной обработкой тканей: лоскутная техника, шелкография,
батик, вышивка, аппликация. Связь традиционных видов искусства с современными.
Практические работы
Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства. Ознакомление учащихся с изделиями, выполненными в технике художественного выжигания по
шелку.
Варианты объектов труда
Образцы изделий
ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ (4 ЧАСА)
Теоретические сведения
Знакомство с оборудованием кабинета. Специальные, индивидуальные и дополнительные рабочие места.
Правила внутреннего распорядка.
Основные инструменты и приспособления. Принцип работы выжигателя.
Назначение различных видов игл для выжигания. Правила работы за светостолом.
Вспомогательные инструменты и приспособления.
Основные материалы. Дополнительные материалы.
Правила техники безопасности, требования санитарии и личной гигиены.
Практические работы
Подготовка индивидуального рабочего места. Подготовка выжигательного
электроаппарата к работе. Отработка навыка замены иглы в аппарате при помощи
отвертки.
Варианты объектов труда
Оборудование кабинета, электровыжигатель, инструменты и приспособления.
ТКАНЕВЕДЕНИЕ (12 часов)
Теоретические сведения
Понятие о волокне. Классификация текстильных волокон.

Исторические научно-познавательные сведения о волокнах и тканях.
Химические волокна. Классификация химических волокон.
Характеристика синтетических и искусственных волокон. Ассортимент тканей, их технологические свойства, используемые в технике выжигания.
Лабораторная практическая работа
Изучение свойств текстильных волокон. Изучение физико-механических
свойств синтетических материалов, используемых в технике выжигания по шелку.
Варианты объектов труда
Образцы тканей
РИСУНОК (12 часов)
Теоретические сведения
Орнамент. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Мотивы орнамента. Виды орнамента. Орнамент геометрический, цветочный.
Начальные понятия о пропорциях и ритме в орнаменте. Орнамент в полосе,
прямоугольнике, круге. Использование орнамента в современном рукоделии. Стилизация растительных цветочных форм в декоративном оформлении.
Общее понятие о ритме. Ритм в природе, живописи, музыке, рисунке. Закономерности ритма при построении орнамента рисунка, декоративных линий, конструкций, в цветовом сочетании.
Понятие - фестон, виды фестонов. Правила перевода готового рисунка на техническую заготовку. Правила увеличения или уменьшения рисунка.
Техника штрихового рисования.
Правила выполнения технического рисунка. Требования, предъявляемые
к техническому рисунку.
Практические работы
Выполнение орнамента в полосе, прямоугольнике, круге. Составление ажурных фестонов. Выполнение зарисовок на бумаге, кальке с образцов народной вышивки.
Проработка рисунков в технике штрихового рисования на бумаге простым карандашом. Выполнение эскизов, технических рисунков.
Варианты объектов труда
Эскизы рисунков для декоративной отделки в технике художественного выжигания по шелку: платочки, салфетки; детали одежды для куклы; детали одежды
для себя (воротник, манжеты, жабо, шарф).
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ (8 часов)
Теоретические сведения
Исторический экскурс в мир проблем цвета. Смысловая нагрузка цвета и некоторые его свойства. Цветовая радуга. Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета. Цветовой круг. Гармония цвета.
Гармонические сочетания цветов. Цветовой контраст. Методы создания орнамента в цвете.
Практические работы
Составление композиции при участии двух цветов. Составление композиции
при участии 3-х, 4-х цветов и более.
Варианты объектов труда

Цветовые композиции
ВЫРЕЗАНИЕ ПО ТКАНИ
Метод вырезания по шаблонам и фасонным лекалам (20 часов)
Теоретические сведения
Приемы вырезания деталей изделия по шаблонам простой формы. Технология
выполнения декоративных изделий объемной формы; заготовка деталей методом
вырезания по шаблонам простой формы; сборка изделий, крепление деталей при
помощи точечной сварки.
Практические работы
Выполнение объемного цветка на плоском основании с однослойными лепестками.
Выполнение объемного цветка на плоском основании с двухслойными лепестками.
Выполнение объемного цветка на стебле с двухслойными объемными лепестками.
Варианты объектов труда
Декоративные изделия объемной формы (цветы, заколки, украшения)
Метод свободного вырезания по ткани (14 часов)
Теоретические сведения
Приемы выполнения основных элементов рисунка методом свободного вырезания по замкнутому контуру треугольников, кружочков, капелек и др. Выполнение сплошных линий.
Технология изготовления изделий методом свободного вырезания. Последовательность выполнения работы.
Практические работы
Выполнение декоративных изделий методом свободного вырезания по ткани.
Варианты объектов труда
Закладки для книг, салфетки, детали одежды - кокилье, жабо, воротники, манжеты; наряды для кукол.
Метод свободного вырезания по ткани
с введением элементов накладной аппликации (18 часов)
Теоретические сведения
Приемы выполнения элементов аппликации, наложение и крепление их на основу при помощи точечной или пунктирной сварки.
Последовательность работы. Технология изготовления изделий методом свободного вырезания с введением элементов накладной аппликации.
Практические работы
Выполнение плоской бабочки в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.
Выполнение объемной бабочки в 2-х, 5-х, 4-х цветном исполнении.
Выполнение объемных стрекоз, паучков.
Варианты объектов труда
Декоративные изделия: бабочки, стрекозы, паучки

ВЫЖИГАНИЕ ПО ТКАНИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШТРИХОВКИ (24 часа)
Метод выжигания по ткани
с применением художественной штриховки
Теоретические сведения
Приемы выполнения различных деталей рисунка методом штрихового выжигания.
Технология изготовления изделии в технике свободного вырезания с элементами художественной штриховки.
Практические работы
Выполнение изделий методом выжигания с применением художественной
штриховки
Варианты объектов труда
Салфетки, наряды для кукол; декоративная отделка шарфа, воротника.
АППЛИКАЦИЯ
Аппликация открытого типа (4 часа)
Теоретические сведения
Технология выполнения аппликации открытого типа.
Практические работы
Выполнение панно методом аппликации открытого типа с использованием рисунков по мотивам русских народных сказок и персонажей из любимых мультфильмов.
Варианты объектов труда
Панно, открытки
Объемная аппликация (12 часов)
Теоретические сведения
Технология выполнения объемной аппликации.
Практические работы
Выполнение панно в технике объемной аппликации с растительной или цветочной тематикой.
Варианты объектов труда
Панно, открытки, игрушки
УХОД ЗА ИЗДЕЛИЯМИ (4 часа)
Теоретические сведения
Технические условия изготовления изделий в технике художественного
выжигания по шелку. Требования к качеству работы. Правила ухода за изделиями
с декоративной отделкой в технике художественного выжигания по шелку. ВТО.
Практические работы
Уход за изделиями с декоративной отделкой в технике художественного выжигания по шелку. Стирка изделий и влажно-тепловая обработка после стирки.
Варианты объектов труда
Декоративные изделия в технике художественного выжигания по шелку

ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА (8 часов)

Подготовка к итоговой выставке. Организация и проведение ярмарки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Первый год обучения
Учащиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны.
Творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.
Характеристики традиционных видов декоративно-прикладного искусства,
связанных с художественной обработкой ткани.
Терминологию, используемую при выполнении работ в технике выжигания по
шелку.
Основные и дополнительные инструменты и приспособления, используемые
при занятии в технике "выжигания по шелку.
Принцип работы выжигателя. Назначение различных видов игл для выжигания.
Правила работы за светостолом.
Правила техники безопасности, требования санитарии и личной гигиены.
Понятие о волокне. Классификацию текстильных волокон.
Химические волокна. Классификацию химических волокон.
Характеристику синтетических и искусственных волокон. Ассортимент тканей,
их технологические свойства, используемые в технике выжигания.
Основы составления орнамента. Основы композиции.
Основные понятия о цветовой радуге. Основные и дополнительные цвета.
Холодные и теплые цвета.
Методы создания орнамента в цвете.
Правила перевода готового рисунка на техническую заготовку.
Правила увеличения или уменьшения рисунка.
Правила выполнения технического рисунка.
Приемы выполнения основных элементов метода вырезания по
шаблонам и метода свободного вырезания с элементами аппликации.
Учащиеся должны уметь:
Организовать рабочее место, пользоваться подсветкой.
Пользоваться приспособлениями, основными и дополнительными инструментами.
Готовить электровыжигатель к работе, менять иглу в ручке выжигателя.

Выполнять правила техники безопасности и требования санитарии и личной гигиены.
Переводить готовые рисунки из альбома на техническую заготовку. Пользоваться готовыми лекалами и рисунками.
Выполнять зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки, а также
владеть способами перевода рисунка.
Создавать орнаментальные узоры для декоративных изделий: декоративный
платок, закладки для книг, салфетки, деталей одежды для куклы.
Подбирать ткань по волокнистому составу, по структуре, по цветовой гамме.
Выполнять элементы метода свободного вырезания с элементами аппликации
при изготовлении изделий по выбору: салфетка, платок, закладка для книги, игольница, эмблема, детали одежды для куклы, бабочка плоская и объемная.
Выполнять элементы метода вырезания по шаблонам при изготовлении изделий по выбору; заколка (цветок с однослойными лепестками и цветок с двухслойными объемными лепестками), декоративная роза на стебле.
Оценивать результаты этапов работы, корректировать свою деятельность.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Организация процесса обучения

Концепция предлагаемого курса обучения не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных и эффектных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через искусство.
Несмотря на то что, «выжигание по шелку» - сравнительно молодой вид декоративно-прикладного творчества и возникло совсем недавно, уже существуют немало учебных программ для детского творчества. Но все они ориентированы на
выжигание «по шаблонам». Слово - «шаблон» - уже само за себя говорить. Работа
по шаблонам ограничивает технические возможности, ставит перед детьми определенные рамки, а, следовательно, тормозит творческое развитие учащихся. Снижается сложность задач, интеллектуальная нагрузка, в свою очередь, так же снижается, как бы «подгоняется» под ручную неумелость. Изготовление поделки становится самоцелью. При работе по шаблонам преобладает репродуктивный метод
обучения. Но ведь, ребенка можно и нужно учить самостоятельному выполнению
доступных ему практических операций. При этом большое значение имеет процесс
интеллектуального и духовно-эмоционального осмысления работы, а также качественное ее выполнение.
В предлагаемой программе обучения шаблон используется только на первоначальном этапе обучения. Раздел «Вырезание по шаблонам» включается изготовление декоративных изделий, детали для которых вырезаются из синтетической
ткани по шаблонам простой формы. Выполняя не сложную работу по шаблонам
простой формы, ребенок получает навык работы с выжигателем, учится правильно
держать ручку прибора, пользоваться простейшими инструментами и материалами. На первом же практическом занятии нужно объяснить ребенку, что ручку

прибора нужно держать как обыкновенный карандаш и при работе не следует давить на иглу. Ученик должен понять, что игла вырезает не силой нажима, а силой
накала (температурой).
У детей еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой
координации движений, слабо развит глазомер. Движения руки, на первых порах,
будут угловаты, отрывисты. Метод вырезания по шаблонам развивает координацию, учит работать руками. Постепенно в движениях рук появится уверенность и
согласованность.
Освоив метод вырезания по шаблонам, переходим на качественно новый уровень обучения – методу свободного вырезания по ткани. Сложность работы возрастает.
Начиная с изготовления очень простых по технике исполнения, но интересных
по содержанию работ, дети учатся свободно «рисовать» иглой по материалу.
Учатся вырезать мелкие детали (капельки, листики, кружочки, треугольники и др.
фигуры) по замкнутому контуру, пробуют свои первые силы в самостоятельном
составлении орнамента.
Метод свободного вырезания по ткани развивает пространственное воображение, творческие способности, учит концентрации внимания, точным движениям
под контролем сознания, помогает развитию навыков рисования.
В технике вырезания предлагаются конкретные изделия, специально разработанные для детского творчества: закладки для книг, одежда для кукол, декоративные украшения, платки, небольшие салфетки.
После усвоения учащимися ряда простейших операций, можно ставить перед
ними более серьезные задачи: ввод в работу элементов аппликации, переход к методу художественной штриховки.
Переход от одной техники к другой позволяет поддерживать постоянный интерес детей, стремление узнать что-то новое. Постепенно происходит усложнение
работ. «Набивая руку» по образцам учащиеся пробуют силы в самостоятельном
выполнении и составлении композиций по собственному замыслу.
Критерии оценивания
Главная цель данной программы - развитие эстетического сознания детей. Эстетическое сознание определяет меру совершенства жизнедеятельности общественного человека как меру освоения им той или иной деятельности, меру отношения к другим людям, к природе и, конечно, к себе.
Образцы эстетического отношения к действительности закреплены в произведениях искусства. Чтобы раскрыть и усвоить эти образцы, дети должны освоить те
средства, которыми мастер выражает свое отношение к миру, - язык искусства, декоративно-прикладного творчества. Они овладевают им в том случае, если он активно используется при освоении действительности и в доступной им художественной практике. Поэтому одним из важных условий развития эстетического сознания у учащихся является органичное соединение умения и творческой самостоятельности детей.

Сознание художественного образа требует высокоразвитой формы воображения, т.е. мастер должен увидеть и зафиксировать в произведении сначала целое общее, потом части и детали. Для лучшего развития такой способности обучение
должно формировать умение выделить в действительности не только объекты, но
и отношения между ними, причем обобщить эти отношения. Такое построение образа воображения возможно при движении от целого к частям.
Развитие воображения осуществляется посредством освоения общего способа
художественной деятельности – композиции, которая подразумевает согласование
элементов – гармонию.
Ведущая форма обучения – распределение между учениками позиции: мастер
– зритель. Этой форме обучения отводится главная роль и в оценивание работ на
этапе «целостного восприятия произведения».
Прежде чем непосредственно перейти к процессу оценивания, нужно познакомить с основной задачей этого цикла занятий. А она такова – последовательное
продвижение учеников от овладения практическим соединением и элементов произведения в единое целое.
На первом этапе обучения преследуются цели обучения, которые обозначились на занятиях первого цикла:

Овладение способом организации процесса выжигания по шелку, средствами, материалами, инструментами;

Овладение основными навыками вырезания по заданным рисункам (композициям);

Формирование у детей позиции «мастера» «зрителя»;

Развитие способности создавать композиции в технике вырезания по собственному замыслу.
Формирование у детей целостного восприятия проходит в два этапа. На первом этапе – ученики осваивают специальные действия, внутри которых складываются зрительно-моторные механизмы обобщенного восприятия произведения.
На втором – эти действия преобразуются в сложную структуру совмещения в
восприятии и воображении ребенка.
Сначала дети овладевают простой формой технологических действий, потом
действия усложняются и, наконец, применяя эти действия для анализа работ, составляют содержательные характеристики произведений. Завершает этот цикл занятия, на которых ученики делают первые попытки составить и выполнить работы,
основанные на собственном замысле.
Таким образом, ведущим средством формирования у детей способности целостно воспринимать явления действительности, искусства и собственные работы
являются их действия. Понятие целостного подразумевает отсутствие лишнего, чужого.
Целостность аналогична гармонии.
«Учебные действия» начинаются тогда, ученик осознает и научится последовательно видеть все произведение целиком, потом части, его составляющие.
Объективные условия для отработки учебных действий возникнут лишь при
условии, если каждый ребенок получит возможность проделать действие «отхода

– отодвигания». Эти действия осмысляются учениками как единственно возможный «контроль» над совмещением элементов художественного целого.
Способ оценивания – анализ собственной деятельности и работ товарищей с
позиции зрителя или обсуждение работ, сделанных на прошлых занятиях.
Лучшие работы вывешиваются в виде небольшой выставки. Некоторые работы откладываются педагогом в папку для отслеживания роста учеников. Так как
в художественной деятельности преобладает чувственная сторона (вдохновение,
основанное на положительных эмоциях), введение шкал и отметок педагогом не
предусматривается. На протяжении года преподаватель в любой момент может по
хранящимся работам написать характеристику любого из учащегося. В оценочных
характеристиках отражается качество освоения методов обработки ткани, используемых в технике художественного выжигания по шелку.
Поскольку, особенностью занятий является развитие особых способов мышления, позволяющих принимать решение в нестандартных ситуациях, основными
критериями оценивания являются те, которые используют ряд преподавателей. К
ним относятся: интерес к новому материалу, экспериментаторский подход к работе, умение организовать свою деятельность, способность выполнять коллективную работу, наличие самооценки и ее уровень.
Эти критерии являются основными, т.к. те особенности, которые они характеризуют, оказывают воздействие на усвоение норм, связанных непосредственно с
предметом «выжигание по шелку», точнее, с его пройденным этапом.
На этапе целостного восприятия произведения используются следующие оценочные критерии:
1. Умение передать замысел в соответствии с используемой техникой:
 Умело использует различные методы обработки при раскрытии замысла;
 Затрудняется в выборе метода обработки при раскрытии замысла.
2. Способность анализировать, подходить к работе с позиции «мастер-зритель»:
 Может выразить свое отношение к работе собственной и товарища;
 Может описать работу товарища, но выразить своё отношение к ней
затрудняется;
 Может описать только свою работу.
3. Наличие специфических особенностей предмета в работах учащихся.
Материаловедение:
 Охотно подбирает для работы различные материалы.
 Знаком с ассортиментом синтетических тканей, наиболее часто используемых в технике «художественного выжигания по шелку».
 Знаком с особенностями технологических свойств синтетических тканей.
Цветоведение:
 Охотно применяет в работе однотонные ткани разных цветов.
 Добивается иногда интересных и необычных цветовых сочетаний.
 Безошибочно подбирает колорит в соответствии с замыслом.

Композиция:
 Композиционно уравновешивает изделие.
 Есть очень интересно решенные композиционные построения.
 Создает интересные образы.
Рисунок:
 Может внести в технический рисунок незначительные изменения.
 Может самостоятельно составить фрагмент орнамента.
 Способен самостоятельно отрисовать технический рисунок по собственному замыслу.
Залог успешной работы ученика на занятиях «Выжигания по шелку» - его
внутреннее побуждение, желание попробовать свои силы в этом увлекательном
творчестве. Ученик не может с полной уверенностью думать, что у него получится
так, как ему хочется создать изделие. Создать сюжет, который он задумал. Но это
особенность не только школьников, наверно, и состоявшихся мастеров. Важен сам
момент творения, эксперимент. Замечательно, если этот эксперимент закончится
успешно – будет создано красивое изделие.
Критериев красоты множество – значит, шанс на успех велик. В этом преимущество художественной деятельности. Если на занятиях ученик усваивает эти критерии. То сам может определить – оправдался ли его шанс на успех или нет.
В целях диагностики роста учеников проводятся работы на разных этапах обучения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения (средства ИКТ)
- компьютер: системный блок/монитор, клавиатура, мышь, колонки акустические
- ноутбук Samcung
- видеодвойка LG
- многофункциональное печатающее устройство XEROX
- cканер Genius Color Pade-Vivi4
- мультимедийный проектор (1шт.)
- магнитная доска белая (1 шт.)
Мебель
- стол учителя (1 шт.)
- стул учителя (1 шт.)
- стол компьютерный (1 шт.)
- шкаф для одежды (1 шт.)
- шкаф для учебного материала (3 шт.)
- светостолы ученические двухместные (4 шт.)
- светостол ученический четырехместный (1шт.)
- столы ученические одноместные (2 шт.)
- стулья ученические (14 шт.)

- ящики для хранения необходимых инструментов и приспособлений.
Оборудование
- лампы настольные для местного освещения (4 шт.)
- приточно-вытяжная вентиляция (1шт).
- выжигатели (10 шт).
Инструменты и приспособления
- иглы по выжиганию (игла из нихрома для вырезания по капрону и игла комбинированная из нихрома и меди для выжигания по шелку).
- маленькая отвертка для замены иглы в выжигателе (6 шт.).
Расходные материалы
- наждачная бумага № 0 для зачистки иглы;
- наборы цветных фломастеров, простые карандаши, линейки, ластики, ножницы, наборы писчей бумаги для рисунков;
- ткани из синтетических текстильных волокон.
Образцы изделий, шаблоны, операционные карты по технологии, технические
рисунки, образцы тканей из синтетических текстильных волокон

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вохринцева С.В. , «Хохлома. Учимся рисовать» / издательство «Страна фантазий» - :Екатеринбург, 2003
2. Вохринцева С.В. , «Гжель. Учимся рисовать» / издательство «Страна фантазий» - Екатеринбург, 2003
3. Вохринцева С.В. , «Городецкая роспись. Учимся рисовать» - Екатеринбург,
2003
4. Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Ростов-на
Дону: «Феникс», 2006.
5. Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. —
М.: «Академия Развития», 2002.
6. Кулик И.А. Выжигание по ткани / Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32 с.
7. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем
сами. – М.: Эксма, 2006
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1. Сайт учителя технологии
http://stazaeva.ru/category/dopolnitelnoe-obrazovanie-2/page/2

2. Страна мастеров https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1342%2C451
3. Территория творчества
http://olgastazaeva.blogspot.com/search/label/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0
%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0
%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D1%8B%D0%B6%D0%B8%D0%B3
%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%88
%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D1%83

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2021-2022 учебный год
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Выжигание по шелку

N Дата
п/п

Форма занятия

1

1 неделя
сентября

Беседа

2

1 неделя
сентября

3

Кол-во
часов

Год обучения: первый
Место проведения: кабинет №117
Тема занятия

Форма контроля

Вводное занятие.
Знакомство с содержанием курса.

Опрос-беседа

Урок-экскурсия.
2
Просмотр мультимедийной презентации «Художественное выжигание
по шелку»

Вводное занятие.
Ознакомление учащихся с изделиями, выполненными в
технике художественного выжигания по шелку.

Опрос-беседа

2 неделя
сентября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подготовка
индивидуального рабочего места.

2

Инструменты, материалы и приспособления. Знаком- Практикум
ство с оборудованием кабинета. Специальные, индивидуальные и дополнительные рабочие места.
Правила внутреннего распорядка. Основные инструменты
и приспособления.

4

2 неделя
сентября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: подготовка
выжигательного электроаппарата к
работе. Отработка навыка замены
иглы в аппарате при помощи отвертки.

Практикум
Инструменты, материалы и приспособления.
Основные материалы. Дополнительные материалы.
Правила техники безопасности, требования санитарии и
личной гигиены.

5

3 неделя
сентября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа:

Опрос-беседа
Тканеведение.
Понятие о волокне. Классификация текстильных волокон.

2

2

6

3 неделя
сентября

Просмотр мультимедийной презен- 2
тации.

Опрос-беседа
Тканеведение.
Исторические научно-познавательные сведения о волокнах
и тканях.

7

4 неделя
сентября

Комбинированный:
- беседа;
- лабораторная работа: изучение
свойств химических волокон

Тканеведение Химические волокна. Классификация хими- Практикум
ческих волокон.

8

4 неделя
сентября

Просмотр мультимедийной презен- 2
тации.

Опрос-беседа
Тканеведение.
Изучение физико-механических свойств синтетических
материалов, используемых в технике выжигания по шелку.

9

1 неделя
октября

Урок-экскурсия в магазин тканей

2

Наблюдение
Тканеведение.
Ассортимент тканей, их технологические свойства, используемые в технике выжигания.

10

1 неделя
октября

Занятие закрепления знаний.

2

Практикум
Тканеведение.
Подбор тканей для работы в технике выжигания по шелку

11

2 неделя
октября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: знакомство
с разными видами орнаментов

2

Практикум
Рисунок.
Орнамент. Мотивы орнамента. Виды орнамента. Орнамент
геометрический, цветочный.

12

2 неделя
октября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: составление
ажурных фестонов.

Практикум
Рисунок.
Начальные понятия о пропорциях и ритме в орнаменте.
Виды фестонов.

13

3 неделя
октября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: выполнение
орнамента в полосе, прямоугольнике, круге

Рисунок.
Орнамент в полосе, прямоугольнике, круге.

Практикум

14

3 неделя
октября

Комбинированный:
- беседа;

Рисунок.

Практикум

2

2

- практическая работа: выполнение
зарисовок на бумаге, кальке с образцов народной вышивки.

Стилизация растительных цветочных форм в декоративном
оформлении.

15

4 неделя
октября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: проработка
рисунков в технике штрихового рисования на бумаге простым карандашом.

Практикум
Рисунок.
Правила перевода готового рисунка на техническую заготовку. Правила увеличения или уменьшения рисунка. Техника штрихового рисования.

16

4 неделя
октября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: выполнение
эскизов, технических рисунков.

Практикум
Рисунок.
Правила выполнения технического рисунка. Требования,
предъявляемые к техническому рисунку.

17

5 неделя
октября

Беседа

Опрос-беседа
Цветоведение.
Исторический экскурс в мир проблем цвета. Смысловая
нагрузка цвета и некоторые его свойства.

18

5 неделя
октября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: составление
композиции при участии двух цветов.

Цветоведение.
Цветовая радуга. Цветовой круг.

Практикум

19

1 неделя
ноября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: составление
композиции при участии 3-х, 4-х
цветов и более.

Цветоведение.
Основные и дополнительные цвета. Холодные и теплые
цвета.

Практикум

20

1 неделя
ноября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: составление
композиции при участии 3-х, 4-х
цветов и более.

Практикум
Цветоведение.
Гармонические сочетания цветов. Цветовой контраст. Ме- Самоконтроль
тоды создания орнамента в цвете.

2

21

2 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: освоение
приемов вырезания по шаблонам

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам.
Приемы вырезания деталей изделия по шаблонам простой
формы.

Практикум
Самоконтроль

22

2 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подбор материалов, выбор формы лепестков,
изготовление шаблонов.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам
Брошь: цветок на плоском основании с однослойными лепестками

Практикум
Самоконтроль

23

3 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: заготовка
лепестков, листьев, основания.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам
Брошь: цветок на плоском основании с однослойными лепестками

Практикум
Самоконтроль

24

3 неделя
ноября

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: сборка изделия.

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и
фасонным лекалам
Брошь: цветок на плоском основании с однослойными лепестками

Практикум
Самоконтроль

25

4 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подбор материалов, выбор формы лепестков,
изготовление шаблонов.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Заколка: цветок на плоском основании с двухслойными лепестками

26

4 неделя
ноября

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: заготовка
лепестков, листьев, основания.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Заколка: цветок на плоском основании с двухслойными лепестками.

27

1 неделя
декабря

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: сборка изделия.

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Заколка: цветок на плоском основании с двухслойными лепестками

28

1 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подбор материалов, выбор формы лепестков,
изготовление шаблонов.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Цветок на стебле с двухслойными объемными лепестками.

29

2 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: заготовка
лепестков, листьев, основания.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Цветок на стебле с двухслойными объемными лепестками.

30

2 неделя
декабря

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: сборка изделия.

Вырезание по ткани: метод вырезания по шаблонам и Практикум
Самоконтроль
фасонным лекалам.
Цветок на стебле с двухслойными объемными лепестками.

31

3 неделя
декабря

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: приемы выполнения основных элементов рисунка методом свободного вырезания по замкнутому контуру треугольников, кружочков, капелек и
др. Выполнение сплошных линий.

Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
ткани.
Приемы выполнения основных элементов рисунка методом свободного вырезания

32

3 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подготовительные работы

Опрос-беседа
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Наблюдение
ткани.
Технология изготовления изделий методом свободного вырезания. Последовательность выполнения работы.

33

4 неделя
декабря

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: закладка для
книг

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

34

4 неделя
декабря

Комбинированный:
- беседа;

Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
ткани.

2

2

Практикум
Самоконтроль

Практикум
Самоконтроль

- практическая работа: декоративный платок (однослойная заготовка)

Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

35

3 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративная салфетка одноцветная (двухслойная заготовка)

2

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани.
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

36

3 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративная салфетка двухцветная

2

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани.
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

37

4 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: наряд для
куклы

2

Практикум
Вырезание по ткани: метод свободного вырезания по
Самоконтроль
ткани.
Выполнение декоративных изделий методом свободного
вырезания по ткани.

38

4 неделя
января

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: плоская бабочка в 2-х цветном исполнении
Подготовительные работы.

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Опрос-беседа
Наблюдение
дением элементов накладной аппликации.
Приемы выполнения элементов аппликации, наложение и
крепление их на основу при помощи точечной или пунктирной сварки.

39

5 неделя
января

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: плоская бабочка в 2-х цветном исполнении

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Последовательность работы. Технология изготовления изделий методом свободного вырезания с введением элементов накладной аппликации.

40

5 неделя
января

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: плоская бабочка в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации

41

1 неделя
февраля

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: объемная бабочка в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

42

1 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: объемная
бабочка в 2-х, 3-х, 4-х цветном исполнении.

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации

43

2 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: объемная
стрекоза

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

44

2 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: объемный
паучок

2

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

45

3 неделя
февраля

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: панно с бабочками, стрекозами и паучками

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

46

3 неделя
февраля

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: панно с бабочками, стрекозами и паучками

Вырезание по ткани: метод вырезания по ткани с вве- Практикум
Самоконтроль
дением элементов накладной аппликации.
Выполнение декоративных изделий методом вырезания по
ткани с введением элементов накладной аппликации.

47

4 неделя
февраля

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: знакомство
с приемами штрихового выжигания

Практикум
Выжигание по ткани с применением художественной
Самоконтроль
штриховки.
Приемы выполнения различных деталей рисунка методом
штрихового выжигания.

48

4 неделя
февраля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: салфетка

2

Практикум
Выжигание по ткани с применением художественной
Самоконтроль
штриховки.
Технология изготовления изделии в технике свободного
вырезания с элементами художественной штриховки.

49

1 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: салфетка

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

Практикум
Самоконтроль

50

1 неделя
марта

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: наряд для
куклы

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

Практикум
Самоконтроль

51

2 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: наряд для
куклы

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

52

2 неделя
марта

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: наряд для
куклы

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

53

3 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный шарф

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

54

3 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный шарф

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

55

4 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.

Практикум
Самоконтроль

- практическая работа: декоративный шарф

Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

56

4 неделя
марта

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный воротничок.

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки

Практикум
Самоконтроль

57

1 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный воротничок.

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

58

1 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: декоративный воротничок.

2

Выжигание по ткани с применением художественной
штриховки.
Выполнение декоративных изделий в технике выжигания
по ткани с применением художественной штриховки.

Практикум
Самоконтроль

59

2 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: открытка

2

Аппликация: аппликация открытого типа.
Технология выполнения аппликации открытого типа.

Практикум
Самоконтроль

60

2 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: панно

2

Аппликация: аппликация открытого типа.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

61

3 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: открытка.

2

Аппликация: объемная аппликация.
Технология выполнения объемной аппликации.

Практикум
Самоконтроль

62

3 неделя
апреля

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: панно с растительной или цветочной тематикой

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

63

4 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

2

- практическая работа: панно с растительной или цветочной тематикой
64

4 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

2

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

65

5 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

2

Аппликация: объемная аппликация.
Выполнение декоративных изделий

Практикум
Самоконтроль

66

5 неделя
апреля

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: игрушка

2

Аппликация: объемная аппликация

Практикум
Самоконтроль

67

1 неделя
мая

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: уход за изделиями с декоративной отделкой в
технике художественного выжигания по шелку.

Опрос-беседа
Уход за изделиями.
Технические условия изготовления изделий в технике Наблюдение
художественного выжигания по шелку. Требования к качеству работы.

68

1 неделя
мая

Комбинированный:
2
- беседа;
- практическая работа: стирка изделий и влажно-тепловая обработка
после стирки.

Практикум
Уход за изделиями.
Правила ухода за изделиями с декоративной отделкой в тех- Самоконтроль
нике художественного выжигания по шелку. ВТО.

69

2 неделя
мая

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подготовка
и оформление выставочных работ

2

Итоговая выставка.
Подготовка к итоговой выставке.

Наблюдение

70

2 неделя
мая

Комбинированный:
- беседа;
- практическая работа: подготовка
и оформление выставочных работ

2

Итоговая выставка.
Подготовка к итоговой выставке.

Наблюдение

71

3 неделя
мая

Практическая работа: организация
и проведение выставки

2

Итоговая выставка.

Наблюдение

72

3 неделя
мая

Практическая работа: организация
и проведение выставки

2

Итоговая выставка.

Наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».