Пояснительная записка Особенности организации образовательного процесса. Настоящий курс предлагает использование систем автоматизированного проектирования и устройства 3D печати как инструмента для обучения школьников компьютерному моделированию и прототипированию на занятиях. Занятия проводятся в группах учащихся одного возраста, являющихся основным составом объединения. Состав группы – постоянный. Система работы кружка включает в себя теоретические и практические занятия, ориентирована на большой объем практических творческих работ с использованием компьютера. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Цель программы: - формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей; - обучить основам проектирования в Tinkercad и научить распечатывать модели на 3d-принтере. Задачи первого года обучения: обучающие: - научить пользоваться САПР (системой автоматизированного проектирования) в объеме, достаточном для уверенного 3Dмоделирования несложных декоративных изделий, сувениров и бытовых предметов; - научить использовать технологии «цифрового производства», в основном 3D-печать, для изготовления спроектированных объектов, понимать и учитывать особенности и ограничения используемых технологий; - научить базовым навыкам ручной работы и использования инструментов, необходимых для финишной обработки и сборки изготовленных объектов. - помочь освоить основные принципы работы в Tinkercad, научить создавать модели; - научить использовать высокотехнологичное оборудование (3D принтер) при подготовке проектов; развивающие: - способствовать развитию пространственного мышления учащихся за счет работы с пространственными образами (преобразование этих образов из двухмерных в трехмерные и обратно); воспитывающие: - обозначить ценность инженерного образования; - сформировать навыки командной работы над проектом; - сориентировать учащихся на получение технической специальности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные Обучающиеся будут знать: Принципы работы с программами параметрического 3D-моделирования, Устройство 3D-принтера, возможности и ограничения технологии 3D-печати. Обучающиеся будут уметь: Создавать 3D-модели деталей и сборочные модели декоративных изделий или несложных технических устройств, в основном по образцу или готовым чертежам, изготавливать сконструированные модели на 3D-принтере. Выполнять ручную доводку и сборку полученных изделий. Разработать и изготовить игрушку, сувенир, простые практически полезные предметы (коробочки, подставки, держатели и т. п.) Личностные: • готовность и способность обучающихся к саморазвитию; • мотивация деятельности; • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Метапредметные: • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; • формирование умений ставить цель • создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки. • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; • подготовка графических материалов для эффективного выступления. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Техника безопасности в компьютерном классе. Что такое 3D технология? Теория: Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты. История возникновения 3d технологий. 2. 3D - моделирование. Программы. Системы CAD и CAM Теория: Программы. 3D – моделирование и печать. Изучение и сравнение программ для моделирования. 3. Существующие online базы с готовыми 3D моделями. Знакомство с графическим редактором Tinkercad и его основными настройками. Регистрация в системе Tinkercad Теория: Знакомство с программой Tinkercad и его основными настройками: панель управления, панель инструментов, графические примитивы, масштабирование изображения объекта. Практика: Регистрация в системе Tinkercad. 4. Обзор возможностей Tinkercad. Обучение Теория: Прохождение уроков, обучение начальным навыком моделирования. Практика: Работа с объектами: изменение положения, размеров, цвета. Работа с простыми объектами. 5. Геометрические тела и их проекции, усвоение понятий геометрических форм. Теория: Простые трехмерными объекты: параллелепипед, пирамида, конус, сфера. Практика: Создание и редактирование простых 3D объектов: параллелепипед, пирамида, конус, сфера. Наложение текстуры. Копирование объектов. 6. Общие определения и понятия при создании трехмерных объектов Теория: Создание сложной 3D-модели, состоящей из одинаковых элементов. Практика: Создание сложной 3D модели, состоящей из трехмерных простых объектов. Использование авторских объектов. Тестирование. 7. Трехмерная модель. Принципы трехмерного моделирования Теория: Проектирование и объемное моделирование изделий в Tinkercad. Практика: Проектирование и объемное моделирование изделий в Tinkercad. 8. 3D принтеры и печать Теория: Что представляет собой процесс 3D печати? История возникновения и развития технологии 3D печати. Общие сведения о 3D принтере и 3D печати. 9. Проектирование собственной модели. 3D-рисование. Техника безопасности при работе с 3D принтером Теория: Изучение техники безопасности при работе с 3D принтером. Практика: Проектирование модели на заданную тему «Брелок». 10. Настройка 3D принтера. Обзор CAM Cura и Repetier Host. Практика: Настройка 3D принтера. 11. Подготовка 3D модели к печати. Печать на 3D принтере. Практика: Создание собственного проекта на принтере. 12. Практическая работа в online программе для 3D моделирования – Tinkercad. Практика: Создание модели чашки (кружки). Создание модели кубика с текстом. Создание модели домик в лесу. Создание модели ключ. Задание по выбору: «Ключница», «Скейтборд», «Спиннер». 13. Этапы реализации идеи в 3D принтере (Идея / Модель / Печать на 3D принтере). Практика: Поиск информации. Анализ полученной информации. Создание банка идей на основе собранной и обработанной информации. Выбор наилучшего варианта. Разработка эскиза модели в целом и деталей с учетом найденных изделий-аналогов. Выполнение отдельных деталей модели в 3D редакторе. Моделирование объекта в целом. Нанесение размеров на модель. Печать изделия. 14. Работа на 3D принтере. Практика: Отработка навыков работы на 3D принтере. 15. Обработка напечатанной модели. Практика: Окончательная обработка изделия после печати. Формой подведения итогов является подготовка изделия к презентации перед учащимися, освоение воспитанниками основных положений моделирования и печати. Тематическое планирование, 35 часов Тема занятия № п/п 1 2 3 4-5 6-7 8-9 1011 1213 1415 1617 1819 2021 2223 2425 2627 2829 3031 3233 34 Количество часов Вводное занятие. История возникновения и развития технологии 3D печати. Правила техники безопасности на занятиях. Техника, необходимая для работы. Программы для 3D – моделирование и печать. Знакомство с 3D принтерами, их видами и особенностями. Техника безопасности при работе с 3D принтером. Знакомство с графическим редактором Thinkerсad. Основные возможности. Интерфейс программы Tinkercad. Изменение размеров объекта. Группировка. Выравнивание. Работа с текстом. Работа с объектами: изменение положения, размеров, цвета. Работа с простыми объектами. 1 1 1 2 Создание и редактирование простых 3D объектов: параллелепипед, пирамида, конус, сфера. Наложение текстуры. Копирование объектов. Элементарные геометрические фигуры. 2 Основные способы построения моделей. Преобразование объектов. 2 Построение простых объектов. 2 Построение сложных объектов. Практическая работа – брелок. 2 Моделирование чашки(кружки) 2 Моделирование кубика с текстом 2 Моделирование снеговика 2 Моделирование изделия ключ 2 Моделирование изделия спиннер 2 Моделирование скейтборда 2 Моделирование домик в лесу 1 2 2 2 2 35 Заключительное занятие. Подведение итогов. 1