1 Пояснительная записка Программа дополнительного образования детей «Фитнес для детей» разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4. 09. 2014 г. №1726-р. Постановлением Главного государственного стандарта врача РФ от 04. 07. 2011 г. №11 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14- Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки России) от 29. 08. 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо МОиНРФ 09-3242 от 18. 11. 2015 г. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей. Письмо МОиНРФ ВК- 1232/09 от 28. 04. 2017 г. Проблема здоровья детей в последнее время стала актуальной. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению здоровья, снижению умственной и физической активности. Сегодня дети редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Поэтому задача каждого педагога и родителя2 сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это – залог здоровья. И главную роль в ее решении должны играть ДОО. Основные цели- охрана и укрепления здоровья детей. В соответствии с ними осуществляются различные виды работы по обеспечению физического развития и психологического комфорта детей. Физкультурно- оздоровительная работа, направленная на сохранение здоровья детей. Включает в себя выполнение упражнений на развитие и укрепление опорно- двигательного и мышечного аппаратов (ОРУ); стимулирование функций сердечно- сосудистой и дыхательной систем (дыхательная, пальчиковая гимнастика); а также повышение физической и умственной активности и в итоге- создание основы для нормального роста и полноценного развития дошкольников. Формирование базовых двигательных умений и навыков, определяющих степень физической подготовленности ребенка к школе. Двигательные умения развиваются в основных видах движений, к которым относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Двигательные навыки большое значение имеют и для осуществления различных видов деятельности (математика, лепка и т.д.) Развитие физических качеств и психических процессов. Физические качестваловкость, быстрота, координация, выносливость, гибкость. К психическим процессам относятся слуховое и зрительное восприятия, внимание, понимание словесных инструкций. развитие умственной сферы. При выполнении двигательных действий ребенок усваивает элементарные знания об окружающем мире, познает свое тело и его возможности. Физические упражнения стимулируют умственное развитие ребенка, способствуют накоплению эмоционального и волевого опыта. Развивают чувство коллективизма. Специальные игры и упражнения развивают речь ребенка и познавательные процессы. Большая роль физического 3 воспитания в приобретении новых знаний благодаря развитию памяти, речи, техники чтения, интеллекта. Что такое фитнес? Это деятельность, направленная на повышение уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни. Фитнес подразумевает сочетание спортивных упражнений, физкультурных занятий и прочих способов улучшения здоровья. Детский фитнес- хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненные навыки и умения. Это занятия под подобранную музыку с использованием спортивного инвентаря, которые повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость в движении, чувство ритма, гибкость, внимание и быстроту. Направленность: Оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы. «Детский фитнес» — это комплекс занятий физическими упражнениями на открытом воздухе, в спортивном зале которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность. Фитнес направления: ОФП ( общая физическая подготовка) Корригирующая гимнастика Подвижные игры Подготовка сдачи гто 4 Новизна программы заключается в рациональном сочетании различных направлений детского фитнеса, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей 6-10 лет, правильное формирование опорно- двигательной системы детского организма. Актуальность: В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является всегда актуальной. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был крепким, сильным, а главное, здоровым. Укрепление здоровья дошкольника зависит от разных факторов, в том числе и от повышения уровня двигательной активности детей. Поэтому актуальность программы заключается в оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством занятий фитнесом для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования ценностей здорового образа жизни. Цель программы: Повышение уровня физической подготовленности и приобщение к здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста. Задачи: Образовательные: - формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни; - обучение правилам поведения в процессе коллективных действий; - формирование интереса к фитнес направлениям; - расширение кругозора младших школьников. Развивающие: -развитие физических качеств детей 6-10 лет (координации, чувства равновесия, гибкости, быстроты); -развитие свободного общения с детьми и взрослыми по поводу своего самочувствия, здоровья, двигательной деятельности; -содействие развитию чувства ритма, памяти, внимания, воображения. 5 - развитие активности, самостоятельности, ответственности; - развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния; - развитие внимательности, как черты характера, свойства личности. Воспитательные: -воспитание чувства коллективизма; - формирование установки на здоровый образ жизни; -воспитывать умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности, творчества в движениях. Возраст детей: Программа рассчитана на детей 1-4 классы. Ожидаемые результаты: 1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни. 2. Включение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий. 3. Снижение заболеваемости школьников. 4. Снижение психоэмоциональных расстройств. 5. Повышение уровня физической подготовки школьников. 6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения. 7. Снижение последствий умственной нагрузки. 6 8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе. В результате реализации программы обучающиеся будут знать: -причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия; -правила и уметь организовать подвижные игры (1-4); -не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: -оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её; -выполнять правила игры. -демонстрировать позитивное отношение к участникам игры. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Спортивный зал, спортивная площадка. Обручи Мячи Кубики Стойки Флажки Скакалки Набивные мячи Перекладины Гимнастические коврики Формы и режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 60 минут 7 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 Тема Кол-во часов Техника безопасности на занятии по 1 детскому фитнесу Корригирующая гимнастика9 комплекс с мячами для профилактики правильной осанки Подвижные игры «Кто последний» 1 «Идеальный пас» Силовой комплекс с набивными 6 мячами Подвижные игры «Звездные врата» 1 «Мяч в руку» Комплекс «ГТО» 14 7 8 Подвижные игры «Фрисби-Гольф» Корригирующая гимнастикапрофилактика плоскостопия 1 7 9 Общая физическая подготовка 11 Подвижные игр«Боулинг+бильярд» Комплекс упражнений на развитие гибкости 12 Подвижные игры «Спрятанное слово» 13 Подвижная игра «Ластикбол» 14 Подвижная игра «Галактика» 15 Подвижная игра «Подбери код» Всего 63 1 6 10 11 Оборудование материалы и гимнастические коврики, кегли, мячи Обручи, мячи, кубики Мяч Перекладина, платформа для отжимания, теннисный мяч, секундомер, дорожка для прыжков в длину Фрисби, обруч Гимнастические коврики, теннисные мячи Коврики, гимнастические скамейки, шведская стенка Мячи, скамейки Гимнастические коврики 1 2 1 1 Ластик Мячи кубики 8 Список литературы 1. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. 2. Богданов Г.П. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. Под ред. Г.П. Богданова. М., «Просвещение», 1971. – 192 С. 3. Былеева Л.В. Подвижные игры. Учебное пособие для ин-тов физической культуры, 4-е, перераб. и дополн., изд. Л.В. Былеева и др. М., «Физкультура и спорт», 1974. – 208 С. 4.Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009. 5 Литвинова О.М. Спортивные упражнения и игры в детском саду.- Ростов 6.Сулим ТЦ Сфера, Е.В. 2014. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.- М.: 7.Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. М.: ТЦ Сфера, 2012. 9