Дополнительная общеобразовательная программа Трудные вопросы русского языка 9 класс

1.Результаты освоения курса
“Трудные вопросы русского языка”
Рабочая программа курса “Трудные вопросы русского языка” для обучающихся
14 – 16 лет разработана на основе требований ФГОС.
Цель изучения курса:
Осмысление основных единиц и категорий синтаксиса, правил построения, употребления
и пунктуационного оформления синтаксических конструкций необходимо для создания
основы интеллектуальных, грамматических, речевых и пунктуационных умений и навыков, формирование которых и составляет главную цель преподавания русского языка в
школе.
Задачи:
Предложенный материал позволит повторить синтаксические понятия и правила,
обобщить и систематизировать знания, умения по синтаксису, пунктуации
обогатить и расширить знания и умения по синтаксису простого и сложного предложения.
Содержание обучения элективного курса в 9 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Кроме выделения грамматических основ предложений, синтаксического разбора, построения графических схем предложений разных типов, конструирования предложений по
схемам, обучающиеся на основе данного курса овладеют семантикой, значением синтаксических структур, их стилистическими возможностями.
В процессе прохождения курса обучающиеся работают со всеми видами сложного предложения - сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными, предложениями
усложнённой структуры (с различными видами связи); учатся отличать сложные предложения от других видов предложений, разграничивать части предложений (главную и зависимую), задавать вопросы, определять средства связи; вспоминают и отрабатывают
правила пунктуации, основывающиеся на синтаксической структуре предложения.
В целом данный курс должен способствовать расширению и углублению знаний обучающихся 9 классов и на основе лингвистических знаний максимально способствовать их речевому развитию
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
 знать трудные случаи правописания
 понимать их роль в общекультурном развитии человека
 объяснять языковое явление
 уметь применять знания при тестировании
 формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
 формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приёмами.
 активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические
компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
 определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами
синонимической замены;
 работать над расширением словарного запаса;
 опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
Обучающийся получит возможность научиться:
 работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
 четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
 выполнять различные типы тестовых заданий;
 самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
 четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
 хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
 правильно отмечать в бланке вариант ответа;
 вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
 сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
 определять синтаксические конструкции.

1. Содержание курса
“Трудные вопросы русского языка”
с указанием форм организации и видов деятельности
№
п/п
1

Содержание раздела
Построение сжатого изложения.
Построение сжатого изложения. Содержательные и языковые способы сокращения
текста. Основные правила работы с текстом.
Редактирование изложения.

2

Средства выразительности речи.
Лексические средства выразительности. Паронимы. Синонимы. Словообразовательные
средства выразительности. Стилистически
окрашенные суффиксы и приставки. Метафора.

3

Трудные случаи русской орфографии.
Правописание Н – НН в прилагательных, образованных от существительных; в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Правописание некоторых иноязычных слов с
удвоенными согласными. Основные грамматические правила написания суффиксов
наречий. Дефисное написание наречий.
Слитное и раздельное написание наречий и
наречных выражений в современной деловой
речи. Правописание производных предлогов,
союзов.

4

Трудные случаи русской пунктуации.
Предложения с однородными членами,
вводными и вставными конструкциями. Знаки препинания при однородных членах
предложения, в предложениях с обобщающими словами. Обособление согласованных
и несогласованных определений. Обособлений приложений.
Особенности обособления обстоятельств,
выраженных одиночными деепричастиями.

Формы
Виды
организации
деятельности
Лекция,
беседа, Познавательн
практическая
ая.
работа.

Лекция,
беседа, Познавательн
практическая
ая.
работа

Беседа,
лекция Познавательн
практическая
ая.
работа.

Практическая
Познавательн
работа,
беседа, ая.
лекция.

Знаки препинания в сложносочинённом
предложении. Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Отсутствие запятой в сложноподчинённом
предложении. Прямая и косвенная речь.
Пунктуация в предложениях с прямой речью

5

Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения.
Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Понимание смысла
текста и его фрагмента. Примерыаргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

6

Лекция,
беседа, Познавательн
практическая
ая.
работа.

Орфоэпические нормы. Орфоэпические
Лекция,
нормы некоторых существительных. Орфопрактическая
эпические нормы некоторых глаголов. Орработа
фоэпические нормы кратких прилагательных

3. Тематическое планирование
9 класс (70 часов)

Познавательн
ая.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

1
2
3
4

Построение сжатого изложения
Средства выразительности речи
Трудные случаи русской орфографии
Трудные случаи русской пунктуации

6
10
14
20

5

Построение сочинения-рассуждения

14

6
Итого

Орфоэпические нормы.

6
70 часов

Календарно-тематическое планирование
9 класс
№
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

13-14
15-16

17-18

Дата

Тема
Примечание
1. Построение сжатого текста (6 часов)
Построение
сжатого
изложения.
Содержательные
и
языковые
способы
сокращения текста.
Основные правила работы с текстом.
Редактирование изложения.
Практическая работа.
2. Средства выразительности речи (10 часов)
Лексические
средства
выразительности.
Различайте паронимы.
Умело используйте синонимы.
Словообразовательные
средства
выразительности. Стилистически окрашенные
суффиксы и приставки.
Метафора.
Анализ текста с точки зрения использования в
нем средств выразительности.
3. Трудные случаи русской орфографии (14 часов)
Правописание Н – НН в прилагательных,

19-20
21-22
23-24
25-26

27-28
29-30

31-32
33-34

35-36

37-38
39-40

41-42

43-44
45-46

47-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64

образованных
от
существительных;
в
причастиях и отглагольных прилагательных.
Правописание НЕ и НИ с разными частями
речи
Правописание некоторых иноязычных слов с
удвоенными согласными.
Основные грамматические правила написания
суффиксов наречий.
Дефисное написание наречий. Слитное и
раздельное написание наречий и наречных
выражений в современной деловой речи.
Правописание
производных
предлогов,
союзов.
Практическая работа.
4. Трудные случаи русской пунктуации (20 часов)
Предложения с однородными членами,
вводными и вставными конструкциями.
Знаки препинания при однородных членах
предложения,
в
предложениях
с
обобщающими словами.
Обособление
согласованных
и
несогласованных определений. Обособлений
приложений.
Особенности обособления обстоятельств,
выраженных одиночными деепричастиями.
Знаки препинания в сложносочинённом
предложении.
Отсутствие
запятой
в
сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении.
Отсутствие
запятой
в
сложноподчинённом предложении.
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.
Прямая и косвенная речь. Пунктуация в
предложениях с прямой речью.

Практическая работа.
5. Построение сочинения-рассуждения (14 часов)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему. Разработка содержания.
Подбор
обоснования
лингвистического
положения и примеров.
Понимание смысла текста и его фрагмента
Примеры- аргументы.
Композиционное оформление сочинения.
Речевое оформление сочинения.
Практическая работа.

65-66
67-68
69-70

6. Орфоэпические нормы (6 часов)
Орфоэпические
нормы
некоторых
существительных.
Орфоэпические нормы некоторых глаголов.
Орфоэпические
нормы
кратких
прилагательных.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».