Программа ВД Измерение физических величин 9 класс

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Измерение физических
величин»
предназначена
для
обучающихся
9-х
классов,
способствует общеинтеллектуальному направлению развитию личности.
Цель: удовлетворение индивидуального интереса обучающихся к практическим
приложениям физики в процессе самостоятельной познавательной и творческой
деятельности при проведении экспериментов и исследовани
Для реализации цели курса требуется решение конкретных практических задач.
Основные задачи внеурочной деятельности по физике:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
различным видам деятельности;
- формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми
школьники сталкиваются в повседневной жизни;
- формирование представления о научном методе познания;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных
учебных действий в урочное время;
- формирование навыков построения физических моделей и определения границ их
применимости;
- совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы,
свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки
новой информации физического содержания, использования современных информационных
технологий;
- использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных
задач.
Курс безотметочный.
Формы работы: лекция, практикум, лабораторные работы.

Содержание курса внеурочной деятельности
«Измерение физических величин»
Курс внеурочной деятельности базируется на ознакомлении учащихся с различными
физическими величинами на уроках физики и направлено на углубленное изучение
различных физических величин, рассмотрение их роли в технике и истории метрической
системы мер, способов измерения этих величин, прямых и косвенных измерений.
Методическое обеспечение курса основывается на системе демонстрационных и
лабораторных исследований, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают ряд
умений по технике эксперимента, в том числе умений планировать опытное исследование,
представлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм.
I. Введение. (4 ч.)
Физические величины, измерение физических величин. Измерительные приборы.
II. Величины, описывающие механическое движение. (3 ч.)
Длина, время, скорость. Методы их измерения.
III. Измерение площади и объема. (3 ч.)
Способы измерения площади и объема.
IV. Измерение массы и плотности (2 ч.)
2

Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей.
V. Измерение силы и давления (2 ч.)
Приборы для измерения силы, способы измерения давления твердых тел, жидкостей и
газов.
VI. Лабораторный практикум (2 ч.)
VII. Величины, описывающие тепловые процессы. (6 ч.)
Температура, количество теплоты, влажность. Измерительные приборы.
VIII. Величины, описывающие электрические явления. (6 ч.)
Сила тока, напряжение, сопротивление. Измерительные приборы.
IX. Фотометрия (2 ч.)
Освещенность.
X. Лабораторный практикум (3 ч.)

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной
деятельности «Измерение физических величин»
Предметные
1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и
проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр),
собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы,
формулировать выводы;
4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники
информации.
Метапредметные
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
экспериментальных задач;
3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
4. овладение экспериментальными методами решения задач.
Личностные
1. сформированность познавательных
способностей учащихся;

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
3

3. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы,
доказывать собственную точку зрения;
4. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и
самому себе как части природы.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№
п/п

1
2
3
4

5
6
7

8
9
10

1

2

1
2

Тема

Количество
часов

Тип
урока

Календа
р.
сроки

Введение
Понятие о физических величинах. Система
единиц, измерение физических величин, эталон.
Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления прибора.
Л/р «Определение цены деления шкалы и
инструментальной погрешности приборов
(линейки, мензурки)»
Величины, описывающие механическое
движение.
Длина, время и скорость, методы их измерения.
Примеры различных значений этих величин,
встречающихся в живой природе и технике.
Л/р «Изучение правил пользования
штангенциркулем. Измерение диаметра и
глубины отверстия, диаметра шарика и
проволоки».
Измерение площади и объема
Способы измерения площади и объема
Л/р «Прямые и косвенные измерения площадей
различных фигур»
Л/р «Прямые и косвенные измерения объемом
различных тел»
Измерение массы и плотности
Масса. Способы измерения массы тела и
плотности твердых тел и жидкостей.
Измерительные приборы.
Л/р «Изучение правил пользования
рычажными весами при измерении масс
различных тел. Сравнение масс двух тел по
взаимодействию и по результату измерений
на рычажных весах»
Измерение силы и давления
Сила. Приборы для измерения силы.

4
1

Лекция

1 неделя

1
1
1

Лекция
Лекция
Л/р

2 неделя
3 неделя
4 неделя

1
1

Лекция
Лекция

5 неделя
6 неделя

1

Л/р

7 неделя

3
1
1

Лекция
Л/р

8 неделя
9 неделя

1

Л/р

10
неделя

2
1

Лекция

11
неделя

1

Л/р

12
неделя

2
1

Лекция

Давление. Способы измерения давления
твердых тел, жидкостей и газов.
Лабораторный практикум

1

Лекция

13
неделя
14
неделя

3

2

4

Исследование зависимости выталкивающей
силы от объема погруженной в жидкость части
тела. Изучение правил пользования
ареометром.
Изучение правил пользования U-образным
манометром. Измерение давления на
футбольную камеру с помощью U-образного
манометра.
Величины, описывающие тепловые процессы.
Температура. Примеры различных значений
температуры в природе и технике.
История изобретения термометра. Современные
термометры (газовые, жидкостные, термопары
и др.)
Температурные шкалы Цельсия, Кельвина,
Фаренгейта.
Количество теплоты. Калориметр.

1

Практикум

15
неделя

1

Практикум

16
неделя

6
1

Лекция

1

Лекция

17
неделя
18
неделя

1

Лекция

1

Лекция

1

Л/р

6

Л/р «Использование калориметрического
способа измерения удельной теплоемкости
вещества»
Влажность. Психрометр.

1

Лекция

22
неделя

6

1

Величины, описывающие электрические
явления.
Сила тока, напряжение, сопротивление.

1

Лекция

1

Лекция

1

Л/р

1

Л/р

26
неделя

1

Л/р

27
неделя

1

Л/р

28
неделя

2
1

Лекция

1

Лекция

29
неделя
30
неделя

1

Принцип действия измерительных приборов:
амперметра, вольтметра, омметра.
Л/р «Изучение шкал различных
электроизмерительных приборов и правил
пользования амперметром и вольтметром»
Л/р «Исследование последовательного
соединения проводников с помощью
амперметра, вольтметра и омметра»
Л/р «Исследование параллельного соединения
проводников с помощью амперметра,
вольтметра и омметра»
Л/р «Исследование последовательного и
параллельного соединений проводников
одинаковых источников тока»
Фотометрия
Освещенность. Нормы освещенности при
различных видах деятельности человека.
Роль освещенности предметов при
фотографировании.
Лабораторный практикум
Градуирование термопары

23
неделя
24
неделя
25
неделя

3
1

Практикум

2

Исследование зависимости температуры

1

Практикум

1

2

1
2

3
4
5

2
3

4

5

6

1
2

19
неделя
20
неделя
21
неделя

31
неделя
32

5

3

4

электронагревателя от силы тока.
Измерение внутреннего сопротивления
электроизмерительных приборов с помощью
омметра.
Обобщение материала
Итого:

1

Практикум

1

Семинар

неделя
33
неделя
34
неделя

34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».