Рабочая программа ВД Русский язык в формате ОГЭ 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности «Русский язык в формате ОГЭ» рассчитан на
обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и
пунктуацией в пределах программы.
Курс «Русский язык в формате ОГЭ» призван актуализировать и углубить знания,
ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, а также обеспечить
дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по
русскому языку. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и
лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ОГЭ, объективно оценить свои
знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и
содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе
предложенного текста и сжатого изложения.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные
связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже
повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных
случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать
полученные и повторенные во время уроков знания.
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися
знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание
самостоятельности в работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с
экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку с основными
требованиями к написанию сжатых изложений и сочинений.
4. Формировать навык написания сочинения на заданную тему и сжатого изложения.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав
полученные ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9
классов и рассчитан на 68 часа.
Формы работы: практикум, лекция, диктант.
СОДЕРЖАНИЕ
Курса внеурочной деятельности «Русский язык в формате ОГЭ»
Раздел 1. Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных
умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой
в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего
научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию.
Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён
авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы
ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной
частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым
ответом (2-8). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми
содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурноценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую
направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую
лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3. Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (13.1,
13.2, 13.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют
коммуникативную компетенцию школьников. В частности, умение строить собственное
высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое
внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русский язык в формате ОГЭ»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть
практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения
курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать всё
о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои
права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке
как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет
способствовать успешной сдаче экзаменов.
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы курса внеурочной
деятельности:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы
текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план,
тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ,
отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный
выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически
корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма
основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных
ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки
зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении
поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
п/п

Тема
Количество часов
Введение. Структура и содержание ОГЭ
Введение. Рекомендации по подготовке к ОГЭ. Критерии
оценки выполнения заданий
Способы сжатия текста (компрессии)
Способы сжатия текста (компрессии)
Способы сжатия текста (исключение)
Способы сжатия текста (исключение)
Способы сжатия текста (обобщение)
Способы сжатия текста (обобщение)
Способы сжатия текста (сочетание исключения и
обобщения)
Способы сжатия текста (сочетание исключения и
обобщения)
Практикум
Практикум

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и
композиционная целостность текста
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и
композиционная целостность текста
Практикум
Видовое разнообразие тестов: закрытые и открытые
Видовое разнообразие тестов: закрытые и открытые
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Практикум
Лексическое значение слова
Лексический анализ слова
Выразительность русской речи
Выразительность русской речи
Выбор и организация языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения
Выбор и организация языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения
Правописание корней
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Правописание суффиксов
Правописание суффиксов
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Словосочетания
Виды подчинительной связи в словосочетании
Предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения
Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение
Простое осложнённое предложение
Анализ простого осложнённого предложения
Сложное предложение
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложное бессоюзное предложение (тире)
Сложное бессоюзное предложение (двоеточие)
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с разными видами связи
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея, проблема текста.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и концовки сочинения.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и концовки сочинения.
Особенности написания сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (13.1)
Особенности написания сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (13.1)
Особенности написания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом текста (13.2)
Особенности написания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом текста (13.2)
Особенности написания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом текста (13.3)
Особенности написания сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом текста (13.3)
Практикум
Практикум
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся.
Классификация речевых и грамматических ошибок.
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся.
Классификация речевых и грамматических ошибок.
Обобщение по курсу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».