Рабочая программа_Зелёная тропинка

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Зелёная тропинка» А. А. Плешакова и рассчитана на 66 часов из расчёта 2 часа
в неделю (учебных недель 33). Продолжительность занятия составляет 25 минут. Данная программа ориентирована на работу по пособию
«Зелёная тропинка» А. А. Плешакова. – М.: Просвещение, 2015.
Цель данного курса – развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.
Основные задачи курса:



систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений;
формирование логических действий, таких как: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, установление причинноследственных связей, построение логической цепи рассуждений;
 формирование умения общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, пользоваться тетрадью с печатной
основой.
Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создаётся достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развёртывания соответствующего учебного содержания в начальной школе.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения в
природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребёнка данного возраста занимательной, игровой форме. Данная деятельность дополняется продуктивной (конструктивной) деятельностью: рисованием, вырезанием фигур, лепкой, моделированием и т.д. При
этом основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.
Содержание программы
Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух – трёх). Солнце и его роль для жизни на
Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга.
Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком. Свет и тень: постановка сценок театра
теней.
Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.
Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.
Растения нашей местности. Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения: раскрашивание изображений, рисование. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.
Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по образцу.
Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах, раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно
быть? Рассуждения с опорой на наблюдения.
Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.
Животные нашей местности. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках, раскрашивание изображений. Обсуждение условий, необходимых
для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное «достраивание» изображений спрятавшихся рыбок.
Особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами воробьёв, галок, ворон. Разнообразие
птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.
Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске. Расположение изображений зверей в порядке увеличения
(уменьшения) размеров. Раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках.
Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение человека к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения.
Правила безопасности при встречах и общении с животными.
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно-следственных связей между различными сезонными изменениями (положение солнца, погода, жизнь растений и
животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей.
Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения). Оценка
поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных
заболеваний.
Планируемые результаты
В результате изучения курса дошкольники должны:
- владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его
инструкции;
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных, перечислять в правильной последовательности времена года и
кратко характеризовать их признаки;
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.п.;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила
безопасного поведения в мире природы;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшее правила поведения в природе.
№ п/п
1-2
3-4
5-6

Звёздное небо.
Солнце и Луна.
Радуга.

Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Количество
часов
2
2
2

Сроки
По плану
Октябрь
Октябрь
Октябрь

По факту

7-8
9-10
11-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66

Народные приметы.
Как узнать растения?
Травы, кустарники, деревья.
Кустарники.
Деревья.
Декоративные растения.
Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.
Мхи и папоротники.
Грибы.
Твоя мастерская.
Отношение людей к растениям и грибам: каким оно должно быть?
Как узнать животных?
В живом уголке.
Домашние животные.
Породы собак.
В мире насекомых.
В мире рыб.
В мире птиц.
В мире зверей.
Какие ещё бывают животные?
Отношение людей к животным: каким оно должно быть?
Времена года.
Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
Цветущие весной.
Птицы весной.
Отношение человека к природе: каким оно должно быть?

2
2
3
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
Май
Май

Программное и учебно-методическое обеспечение
1. А. А. Плешаков. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5 – 7 лет. М.: Просвещение, 2019.
2. Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет «Преемственность». Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012.

3. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова, С. И. Волкова и др. М.: Просвещение, 2012.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».