Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 136
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Уровень образования
Срок реализации
Классы
начальное общее образование
4 года
1-4
Екатеринбург, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью реализации курса «Смысловое чтение» является формирование читательской компетентности, а именно осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.
Задачами данного курса являются:
• освоение общекультурных навыков чтения и работы с текстами; воспитание интереса к
чтению и к книге;
• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
• воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной
литературе;
• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Программа курса «Смысловое чтение» рассчитана на 33ч. в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классах,
итого – 135 часов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных
и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
● сравнение;
● анализ;
● синтез;
● классификация и обобщение по родовидовым признакам;
● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;
● отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как
речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи
и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
В ходе реализации программы курса обучающийся научится:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
• понимать смысл заглавия произведения;
• выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• делить текст на части, озаглавливать части;
• выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
• размышлять о характере и поступках героя;
• относить произведение к одному из жанров;
• работать с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций;
• осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить информацию;
• выделять нужную для решения практической или учебной задачи информацию
• проводить систематизацию, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей
и информации, их интерпретацию и преобразование.
• использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
• объяснять, обосновывать утверждения, а также принятия решения в простых учебных и
практических ситуациях.
• самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
вычленять
содержащиеся
в
тексте основные
события
и
устанавливать
их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Первый год обучения
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами)
осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы
к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану
под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная /
отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значениенезнакомого слова с опорой на
контекст.
Второй год обучения
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с
учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить
от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей
использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов,
осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать
свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений;
участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством
взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно),
под руководством учителясоставлять план повествования (вопросный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.
Третий год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью,позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно ивыразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться кразным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов,
осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной
и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к
прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный,
номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и
других источников информации.
Четвёртый год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей
понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё
отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной
задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).
Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактическийматериал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным
произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и
главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристикигероев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или
рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и
героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять
критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и
других источников информации.
Методы обучения.
Реализации задач курса «Смысловое чтение» более всего соответствует активные методы,
включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
Для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо иметь аудио
и видеоаппаратуру, СD и DVD диски с дидактическими материалами.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Смысловое чтение»
является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы
как:
- практические занятия
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая).
- В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
При разработке занятий с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а также строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Критерии и формы оценивания образовательных достижений обучающихся
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый
подход.
Контроль и оценка умений и навыков.
Контроль текущей успеваемости обучающихся может проводиться в следующих формах: защита
проекта, участие в научно-практической конференции, кроссворды, стенгазеты, сообщения.
Содержание курса Смысловое чтение с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п
1.
2.
Содержание
1 класс
Стихотворение И.
Токмаковой
«Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И.Токмаковой
«Сентябрь»
Стихотворение В.
Степанова «Что мы
Родиной зовём».
Готовимся к
выразительному
чтению
Виды деятельности
Формы
организ
ации
Прогнозирование содержания стихотворения. Фор- беседа мирование
эмоциональной
оценки рассуж
стихотворения. Анализ средства художественной дение
выразительности: сравнение. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
Прогнозирование содержания стихотворения. Фор- дискусс
мирование
эмоциональной
оценки ии
стихотворения. Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
стихотворения В.
Степанова «Что мы
Родиной зовём».
Ненецкая сказка
«Бурый и белый
медведи»
Научно- познавательныетексты «Белый
медведь» и «Бурый
медведь». Готовимся к
чтению по ролям ненецкой сказки
«Бурый и белый
медведи»
Чувашская сказка
«Почему зеленые ёлка
с сосной»
Научно- познавательный текстВ. Сивоглазова
«Вечнозеленые растения». Готовимсячитать по ролям чувашскую сказку
«Почему зелёные ёлка
с сосной»
Рассказ Н. Сладкова
«Рыцарь». Готовимся
к выразительному
чтению рассказа Н.
Сладкова «Рыцарь»
Рассказ Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»
Научно- познавательныйтекст
«Эхо».
Готовимся к выразительному чтению рассказа Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»
Рассказ В. Осеевой
«Сторож». Готовимся к чтениюпо
ролям рассказа В.
Осеевой «Сторож»
строя речи. Выразительное чтение стихотворения.
Взаимная оценка
Анализ содержания сказки. Творческое заданиепридумать свой финал сказки. Словарная работа
беседа рассуж
дение
Анализ содержания научно-познавательных текстов. беседа Сравнение текстов разных типов. Развитиетехниче- рассуж
ской стороны чтения. Сопровождающее чтение. дение
Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная
оценка
Анализ содержания сказки. Определение главной
мысли сказки. Восстановление последовательности
событий. Логические упражнения
Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Извлечение необходимой информации
из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки
беседа рассуж
дение
дискусс
ии
Актуализация знаний об авторе. Прогнозированиесодержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения.
Выразительное чтение отрывка рассказа.
Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану.
Выявление и обсуждение средства художественной
выразительности: описания
Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Извлечение нужной информации из
научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная
оценка
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания беседа рассказа. Словарная работа. Формирование нрав- рассуж
ственной оценки поступков героев рассказа. Разви- дение
тие технической стороны чтения. Сопровождающее
чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное чтение отрывка из
рассказа. Взаимная оценка
11.
Рассказ В. Осеевой
«Навестила». Готовимся к постановке
рассказаВ. Осеевой
«Навестила»
12.
Рассказ Е. Пермяка
«Кто?». Готовимся к
постановке рассказа
Е. Пермяка «Кто?»
13.
Рассказ В.
Драгунского
«Англичанин Павля»
14.
Экскурсия в
библиотеку
15.
Готовимся к постановке рассказаВ.
Драгунского
«Англичанин Павля»
Рассказ Л. Каминского «Как
Петя ленился»
16.
17.
18.
1.
Готовимся к чтению
по ролям рассказа Л.
Каминского «Как
Петя ленился»
Стихотворение А.
Рахимова
«Каникулы!!!
Ура!!!». Готовимся к
выразительному
чтению стихотворения А. Рахимова
«Каникулы!!!
Ура!!!»
2 класс
Стихотворение
И.
Асеевой «С Днёмзнаний». Готовимся к
выразительному
Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка.
Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного строя речи. Инсценировка отрывка
из рассказа
Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа.
Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировкаотрывка из рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
Прогнозирование содержания произведения. Анализ
содержания рассказа. Словарная работа. Логические
упражнения
Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.Поиск нужной информации в словаре
беседа рассуж
дение
Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
Прогнозирование содержания произведения. Анализ
содержания рассказа. Определение главной мысли
рассказа. Характеристика героя. Логические
упражнения
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи.
Выразительное
чтение рассказа по ролям
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения. Определение главной мысли стихотворения. Словарная работа. Развитие технической
стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие
интонационного строя речи. Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
экскурс
ия
в
библио
теку;
Развитие технической стороны чтения. Сопровожда- беседа ющее чтение. Развитие интонационного строя речи. рассуж
Инсценировка рассказа
дение
дидакти
ческая
игра
беседа рассуж
дение
Формирование
эмоциональной
оценки дискусс
стихотворения. Анализ содержания стихотворения. ия
Анализ средств художественной выразительности:
эпитеты, метафора. Словарная работа. Развитие
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
чтению стихотворения
И.
Асеевой «С Днём
знаний»
Стихотворение Г.
Ладонщикова «С
добрым утром!».
Готовимся к выразительному
чтению стихотворения Г.Ладонщикова «С
добрым утром!»
Удмуртская сказка
«Березка-красавица»
технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
Прогнозирование
названия
произведения беседа Формирование
эмоциональной
оценки рассуж
стихотворения. Словарная работа. Развитиетехниче- дение
ской стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное
чтение стихотворения.
Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Характеристика героев. Анализ нравственного
содержания сказки. Определение главной мысли.
Логические упражнения. Словарная
работа
Готовимся к чтению Развитие технической стороны чтения. Сопровождапо ролям сказки ющее чтение. Развитие интонационного строя речи.
«Берёзка-красавица» Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка
Китайская
сказка Формирование эмоциональной оценки сказки. Ана«Жадный Ча»
лиз сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки.
Определение главной мысли. Творческое
задание: придумать свой финал сказки. Составление
вопросов к сказке
Научно- познаваСоставление вопросов к научно-познавательному
тельный текст «Дра- тексту. Развитие технической стороны чтения. Сокон».Готовимся
провождающее чтение. Развитие интонационного
квыстроя речи. Сопровождающее чтение. Выразительразительному чтеное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка
нию
сказки
«Жадный Ча»
Чувашская
сказка Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного
«Откуда
взялась содержания сказки. Составление плана и подготовка
река»
к пересказу. Словарная работа
Экскурсия
в Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск
библиотеку
словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной
информации в словарях и энциклопедиях
Готовимся
к Развитие
технической
стороны
чтения.
постановке сказки Сопровождающее чтение. Развитие интонационного
«Откуда
взялась строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
река»
цепочкой». Инсценировка сказки. Взаимная оценка
Занятие
в Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты:
компьютерном
www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru
классе
(словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru,
www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для
школьников)
беседа рассуж
дение
дидакти
ческая
игра
беседа рассуж
дение
дискусс
ия
беседа рассуж
дение
экскурс
ия
дидакти
ческий
театр
беседа рассуж
дение
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Рассказ Н. Сладкова Актуализация знаний об авторе. Прогнозированиесо«Воздушный замок» держания произведения. Формированиеэмоциональной оценки рассказа. Анализ сюжета рассказа. Выявление и анализ средств художественной выразительности: описание,
сравнение. Словарная работа
НаучноСопоставление
художественного
и
научнопознавательный текст познавательного текстов. Словарная работа
«Пауксеребрянка»
Готовимся
к Развитие технической стороны чтения. Сопровождавыразительному чте- ющее чтение. Развитие интонационного строя речи.
нию рассказа Н.
Игра «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение.
Сладкова
Выразительное чтение
«Воздушный замок» рассказа. Взаимная оценка
Рассказ Н. Сладкова Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственногосо«Болтливые окуни»
держания
рассказа.
Словарная
работа.
Определение главной мысли рассказа
Готовимся к чтению Развитие технической стороны чтения. Сопровождапо ролям рассказа
ющее чтение. Развитие интонационного строя речи.
Николая Сладкова
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой».
«Болтливые окуни»
Выразительное чтение рассказа по ролям.
Взаимная оценка
Рассказ В. Осеевой
Анализ нравственного содержания рассказа. Состав«Долг»
ление вопросов к рассказу. Творческое задание: придумать свой финал рассказа. Словарная
работа. Определение главной мысли рассказа
Готовимся к чтению Развитие технической стороны чтения. Развитие инпо ролям рассказа В. тонационного строя речи. Сопровождающее чтение.
Осеевой «Долг»
Выразительное чтение рассказа по ролям.
Взаимная оценка
Рассказ В. Осеевой Анализ нравственного содержания рассказа.
«Картинки»
Формирование эмоциональной оценки рассказа.
Словарная работа. Определение главной мыслирассказа.
Подготовка
к Развитие технической стороны чтения. Соревновавыразительному чте- ние
по
произнесению
скороговорок.
нию рассказа В.
Сопровождающее чтение. Выразительное чтение
Осеевой «Картинки» рассказа по ролям
Рассказ
Л. Актуализация знаний об авторе. ФормированиеэмоКаминского
циональной оценки рассказа. Анализ средства худо«Послушный Петя»
жественной выразительности: описание и сравнения.
Анализ содержания. Работа над художественным
приёмом (омофоны). Словарная
работа
Подготовка к чтению Развитие
технической
стороны
чтения.
по ролям рассказа Л. Соревнование по произнесению скороговорок.
Каминского
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой».
«Послушный Петя»
Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка
Стихотворение
И. Формирование
эмоциональной
оценки
Бродского «История стихотворения. Анализ содержания стихотворения.
двойки»
беседа рассуж
дение
дискусс
ия
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
дидакти
ческая
игра
беседа рассуж
дение
дидакти
ческая
игра
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
познава
тельная
беседа
дидакти
ческая
игра
беседа рассуж
дение
23.
24.
25.
26.
1.
Готовимся
к
выразительному чтению стихотворения
И.
Бродского «История
двойки»
Рассказ В. Голявкина
«Вот что интересно!»
Подготовка к чтению
по ролям отрывкарассказа
В.
Голявкина «Вот что
интересно!»
Стихотворение
З.
Письман «В летние
каникулы».
Готовимся
к
выразительному чтению стихотворения З.
Письман «В летние
каникулы
3 класс
Стихотворение
А.
Усачёв «1 сентября».
Готовимся
к
выразительному чтению стихотворения
«1
сентября»
2.
Стихотворение
П.
Синявского «Родная
песенка». Готовимся
к
выразительному
чтению стихотворения
«Родная песенка»
3.
Рассказ
А.
Пантелеева
«Главный инженер».
Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Главный
инженер»
Анализ нравственного содержания стихотворения.
Формулирование главной мысли.
Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по
произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализнравственного содержания рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли рассказа. Составление
плана и подготовка к пересказу.
Составление вопросов к рассказу
Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
Формирование
эмоциональной
оценки беседа стихотворения. Анализ содержания стихотворения. рассуж
Выявление
средств
художественной дение
выразительности: сравнения. Составление своих
сравнений. Словарная работа. Развитие технической
стороны чтения. Соревнование по произнесению
скороговорок.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное чтение стихотворения
Прогнозирование содержания произведения. Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения. Анализ содержания стихотворения.
Словарная работа. Полисемия слов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка
2
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения. Анализ содержания стихотворения.
Анализ средств художественной выразительности:
свёрнутые сравнения (метафоры). Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой»,
«Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ содержания рассказа. Определение главной
мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие
технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям отрывка из
рассказа
беседа рассуж
дение
выразит
ельное
чтение
беседа рассуж
дение
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа
А.
Пантелеева
«Главный инженер»
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа.Словарная
работа. Озаглавливание частей рассказа. Подготовка
к пересказу. Определение главной
мысли
Тайская
сказка Анализ содержания сказки. Составление вопросов к
«Птица-болтунья».
сказке. Развитие технической стороны чтения. СоГотовимся
к провождающее чтение. Игра «Марш — пауза».
выразительному чте- Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка
нию
сказки
«Птица-болтунья»
Китайская
сказка Прогнозирование содержания произведения. Анализ
«Олени и пёс»
содержания сказки и мотивов её героев.
Характеристика героев. Определение главной мысли
сказки
Научно- познаваЧтение научно-познавательного текста «Скорость
тельный текст «Ско- бега животных». Развитие технической стороны чтерость бегаживотния. Сопровождающее чтение. Игра «Марш —
ных».
пауза». Выразительное чтение сказки. Взаимная
Готовимся
к оценка
выразительному чтению
сказки
«Олени и пёс»
3
Занятие
в Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты:
компьютерном
www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru
классе
(словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru,
www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для
школьников)
Рассказ Н. Сладкова Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
«Домики на ножках». Анализ содержания рассказа. Анализ использованГотовимся
к ных автором средств эмоционального воздействия.
выразительному чте- Выявление средств художественной выразительнонию
рассказа сти: сравнения. Работа со справочниками или Интер«Домики на ножках» нетом для поиска нужной информации. Развитие технической стороны чтения.Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем
одновременно». Выразительное чтение рассказа.
Взаимная оценка
Экскурсия
в Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге.
библиотеку
Поиск нужной информации в словаре
Рассказ Скребицкого Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
Г. «Любитель песни» Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия и
художественной выразительности: описания. Словарная работа. Озаглавливание частей
рассказа. Составление плана рассказа. Восстановление последовательности событий
НаучноАнализ содержания научно-познавательного текста.
познавательный
Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает
текст
«Тюлень». в
научно-познавательном
тексте.
Развитие
чтение
по
ролям
беседа рассуж
дение
дискусс
ия
дискусс
ия
экскурс
ия
беседа рассуж
дение
экскурс
ия
беседа рассуж
дение
дискусс
ия
13.
14.
15.
16.
17.
1.
2.
Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Любитель
песни»
Рассказ
Л.
Каминского «Падежи
Юры Серёжкина»
технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Чтение по ролям отрывка из
рассказа. Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ
содержания рассказа. Прогнозирование
дальнейшего развития событий.
Учебный текст «Как Чтение учебного текста. Применение на практике
определить
падеж знаний, полученных из учебного текста. Развитие
имени существитель- технической стороны чтения. Сопровождающее чтеного?».Готовимся
ние. Игра «Кто дальше?». Инсценировка рассказа
кпоста- «Падежи Юры Серёжкина»
новке
рассказаЛ.
Каминского
«Падежи
Юры
Серёжкина»
Рассказ Н. Носова Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
«Заплатка»
Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста.
Характеристика героев
Готовимся
к Развитие технической стороны чтения. Соревновавыразительному чте- ние по произнесению скороговорок. Взаимная
нию рассказа Н.Но- оценка. Сопровождающее чтение. Игра
сова «Заплатка»
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа.
Взаимная оценка
Стихотворение
Е. Формирование
эмоциональной
оценки
Евсеевой
стихотворения. Словарная работа. Создание новых
«Каникулы». Готослов по образцу. Развитие технической стороны чтевимся
к ния. Соревнование по произнесению скороговорок.
выразительному чте- Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра
нию стихотворения
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихо«Каникулы»
творения. Взаимная оценка
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
чтение
по
ролям
беседа рассуж
дение
Вырази
тельное
чтение
4 класс
Стихотворение
Г.
Ляховицкой
«Осеннее
чудо».
Готовимся
к
выразительному чтению стихотворения
«Осеннее чудо»
Анализ содержания стихотворения. Словарная ра- беседа бота. Анализ средств художественнойвыразительно- рассуж
сти. Развитие технической стороны чтения. Сопро- дение
вождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка
Стихотворение
Г.
Ладонщикова
«Рисунок». Готовимся
к
выразительному чтению
Актуализация знаний об авторе и его произведениях. беседа Формирование
эмоциональной
оценки рассуж
стихотворения. Анализ содержания стихотворения. дение
Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой»,
«Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
стихотворения
«Рисунок»
Занятие
компьютерном
классе
Выразительное чтение стихотворения. Взаимная
оценка
в Поиск нужной информации в сети Интернет. Сайты:
www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru
(словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru,
www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для
школьников)
Рассказ Е. Пермяка Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
«Сказка о большом Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте необхоколоколе
димой информации. Анализ средств художественной
выразительности: описание, метафора. Словарная
работа. Определение темы и
главной мысли рассказа
Экскурсия
в Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск
библиотеку
словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной
информации в словарях и энциклопедиях
Готовимся
к Развитие технической стороны чтения. Сопровождавыразительному чте- ющее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем
нию отрывка из
одновременно». Выразительное чтение отрывка из
«Сказки о большом сказки. Взаимная оценка
колоколе»
Рассказ Н. Богданова Анализ содержания рассказа. Анализ средств худо«Фюнфкиндер»
жественной выразительности. Поиск в текстенеобходимой информации. Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение
за изменениями в их характере и
поведении на протяжении повествования. Словарная
работа
Готовимся
к Развитие технической стороны чтения. Сопровождавыразительному чте- ющее чтение. Игры «Читаем цепочкой». Сопровожнию отрывка израсдающее чтение. Выразительное чтение отрывка из
сказа
рассказа. Взаимная оценка
«Фюнфкиндер»
«ВоробейХарактеристика героев сказки. Поиск в текстеглаввесельчак».
ной мысли сказки. Словарная работа
Калмыцкая сказка
Научно- познаваСравнение художественного и научно- познавательтельный текст
ного текстов. Развитие технической стороны чтения.
«Воробей». Сопровождающее чтение. Игры
Готовимся
к «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Чтение
выразительному чте- по ролям отрывка из сказки. Взаимная оценка
нию отрывка из
сказки
«Воробейвесельчак»
Рассказ Н. Носова Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
«Когда мы смеёмся» Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристикагероев
рассказа. Определение темы и главной мысли
рассказа.
Словарная
работа.
Критическое
экскурс
ия
выразит
ельное
чтение
экскурс
ия
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
выразит
ельное
чтение
беседа рассуж
дение
беседа рассуж
дение
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
осмысление
выводов,
сделанных
автором.
Составление плана текста и подготовка к его
пересказу
Готовимся
к Развитие технической стороны чтения. Сопровождавыразительному чте- ющее чтение. Игры «Читаем одновременно». Сопронию
рассказа вождающее чтение. Выразительное чтение отрывка
«Когда мы смеёмся» рассказа. Взаимная
оценка.
Рассказ Н. Сладкова Актуализация знаний об авторе и его произведениях.
«Подводные ежи»
Прогнозирование
содержания
рассказа.
Формирование и осмысление эмоциональной оценки
рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа.
Составление плана и подготовка к пересказу
Научно- познаваРазвитие технической стороны чтения. Сопровождательный текст
ющее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем
«Ёрш». одновременно». Выразительное чтение рассказа.
Готовимся
к Взаимная оценка
выразительному чтению
рассказа
«Подводные ежи»
Стихотворение Тима Формирование
эмоциональной
оценки
Собакина
стихотворения. Анализ содержания стихотворения.
«Подводная песня». Сравнение стихотворения и научно-познавательных
Научно- познаватекстов. Поиск информации в энциклопедии или в
тельные тексты
Интернете о планктоне и медузах
«Акулы» и
«Медузы»
Готовимся
к Развитие технической стороны чтения. Сопровождавыразительному чте- ющее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное
нию стихотворения
чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка
«Подводная песня»
Рассказ
А.
Саломатова
«Его
последний
день»
Готовимся
к
выразительному чтению отрывка израссказа
«Его
последний день»
Готовимся
к
выразительному чтению отрывка израссказа
«Его
последний день»
Стихотворение
В.
Капустиной
«Обиженный
портфель».
Готовимся
к
выразительному
беседа рассуж
дение
выразит
ельное
чтение
дискусс
ия
познава
тельная
беседа
беседа рассуж
дение
Анализ содержания рассказа. Словарная работа.
беседа рассуж
дение
Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная
оценка. Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение отрывка
из рассказа
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения. Анализ содержания стихотворения.
Анализ средств художественной выразительности:
олицетворение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
выразит
ельное
чтение
беседа рассуж
дение
чтению
стихотворения
«Обиженный
портфель»
Стихотворение
Н.
Анишиной
«Чем
пахнет
лето».
Готовимся
к
выразительному чтению стихотворения
«Чемпахнет лето»
20.
цепочкой». Выразительное чтение стихотворения
наизусть. Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной
оценки выразит
стихотворения. Анализ содержания стихотворения. ельное
Развитие технической стороны чтения. Соревнова- чтение
ние по произнесению скороговорок. Взаимная
оценка. Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка
Возможность использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами:
http://www.gnpbu.ru — Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
http://www.lib.msu.su — библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://www.pedlib.ru — педагогическая библиотека.
http://www.dic.academic.ru — словари и энциклопедии on-line.
http://www.dictionary.fio.ru — Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru — портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://vschool.km.ru — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.
Работа над текстом https://learningapps.org/view6678286
Работа над текстом https://learningapps.org/view6677211
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
Темы занятий
1
Количество
часов
Введение. Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к 1
выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой
«Сентябрь»
2
3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
15-16
17-18
19
20-22
23-25
26-27
28-29
30-32
33
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся
к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы
Родиной зовём»
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый
медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и
белый медведи»
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»
Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему
зелёные ёлка с сосной»
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному
чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»
Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к
выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям
рассказа В. Осеевой «Сторож»
Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке
рассказа В. Осеевой «Навестила»
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е.
Пермяка «Кто?»
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин
Павля»
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»
Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя
ленился»
Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения А. Рахимова
«Каникулы!!! Ура!!!»
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
3
3
1
1
1
1
2
№
1
2
3-5
6
7-8
9
1011
12
13
14
15
16
17
1819
20
21
22
класс (34 часа)
Темы занятий
Количество
часов
Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся квы- 1
разительному чтению стихотворения И. Асеевой «С Днём
знаний»
Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Готовимся к
1
выразительному чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С
добрым утром!»
Удмуртская сказка «Березка-красавица»
3
Готовимся к чтению по ролям сказки «Берёзка-красавица»
1
Китайская сказка «Жадный Ча»
2
Научно-познавательный
текст
«Дракон».
Готовимся
к 1
выразительному чтению сказки «Жадный Ча»
Чувашская сказка «Откуда взялась река»
2
Экскурсия в библиотеку
1
Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река»
1
Занятие в компьютерном классе
1
Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок»
1
Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка»
1
Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова 1
«Воздушный замок»
Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни»
2
Готовимся к чтению по ролям рассказа Николая Сладкова
«Болтливые окуни»
Рассказ В. Осеевой «Долг»
Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг»
1
1
1
23
24
2526
27
28
29
3032
33
34
3
№
1
2-3
4-7
8-9
1011
Рассказ В. Осеевой «Картинки»
1
Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой 1
«Картинки»
Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя»
2
Подготовка к чтению по ролям рассказа Л. Каминского
«Послушный Петя»
Стихотворение И. Бродского «История двойки»
Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Бродского
«История двойки»
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!»
1
Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа В. Голявкина «Вот
что интересно!»
Стихотворение З. Письман «В летние каникулы». Готовимся квыразительному чтению стихотворения З. Письман «В летние
каникулы
1
1
1
3
1
класс (34 часа)
Темы занятий
Количество
часов
Стихотворение А. Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному 1
чтению стихотворения «1 сентября»
Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к 2
выразительному чтению стихотворения «Родная песенка»
Рассказ А. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по 4
ролям отрывка из рассказа «Главный инженер»
Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева 2
«Главный инженер»
Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному 2
чтению сказки «Птица-болтунья»
12
1315
16
1719
20
2123
2425
26
2729
30
3132
3334
№
1
2
3
Китайская сказка «Олени и пёс»
Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся
к выразительному чтению сказки «Олени и пёс»
3
Занятие в компьютерном классе
Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». Готовимся к
выразительному чтению рассказа «Домики на ножках»
Экскурсия в библиотеку
Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»
1
3
Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по
ролям отрывка из рассказа «Любитель песни»
Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»
Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?».
Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи ЮрыСерёжкина»
Рассказ Н. Носова «Заплатка»
Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка»
2
Стихотворение
Е.
Евсеевой
«Каникулы».
Готовимся
выразительному чтению стихотворения «Каникулы»
4 класс (34 часа)
Темы занятий
1
3
1
3
1
3
1
2
к 2
Количество
часов
1
Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо»
Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». Готовимся к 1
выразительному чтению стихотворения «Рисунок»
Занятие в компьютерном классе
1
4-5
6
7
811
12
13
1415
1617
18
19
2021
2224
2526
2728
2930
3132
3334
Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе
Экскурсия в библиотеку
Готовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом
колоколе»
Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер»
2
1
1
4
Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа 1
«Фюнфкиндер»
«Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка
1
Научно-познавательный
текст
«Воробей».
Готовимся
к 2
выразительному чтению отрывка из сказки «Воробей-весельчак»
Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»
2
Готовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся»
Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи»
Научно-познавательный текст «Ёрш». Готовимся к выразительному
чтению рассказа «Подводные ежи»
Стихотворение Тима Собакина «Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы»
Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная
песня»
Рассказ А. Саломатова «Его последний день» Готовимся к
выразительному чтению отрывка из рассказа «Его последний день»
Готовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Его
последний день»
Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». Готовимся
к выразительному чтению стихотворения «Обиженный портфель»
Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Чем пахнет лето»
1
1
2
3
2
2
2
2
2