1
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению,
основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей
деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки
готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких
источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг
другу.
Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные
работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ
также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный
ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа
включает также работу на задание повышенной сложности. Работа над сочинением учит
развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает
возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к
творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в
написанном. Кем бы ни с тали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего,
должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так
же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач. Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку —
одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому
культурному человеку.
Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий
ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
Содержание курса внеурочной деятельности
Часть 1.
1. Введение в курс (2 часа).
2. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (3
часа)
3. Морфологические, синтаксические, орфографические нормы (7 часов).
4. Знаки препинания в предложениях (6 часов).
5. Текст как речевое целое (6 часов).
2
Часть 2.
1. Сочинение- рассуждение (6 часов).
2. Повторение изученного по курсу (3 часа).
Планируемые результаты освоения внеурочного курса
«Трудности русского языка при подготовке к ЕГЭ»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание
информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников.
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основные функции языка.
- основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
- основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости
содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности,
уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных
разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского литературного языка;
-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы Русского
литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
3
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и
комментировать её;
- определять позицию автора;
-высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее
двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
П/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тематическое планирование
Темы занятий
Введение в курс. Знакомство с демоверсией па
русскому языку.
Содержание ЕГЭ по русскому языку.
Критерии оценки экзаменационной работы.
Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров.
Средства связи предложений в тексте.
Лексическое значение слова
Орфоэпические нормы
Трудные случаи. Практикум.
Морфологические нормы
(образование форм слова). Трудные случаи.
Практикум.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы
управления. Трудные случаи. Практикум.
Трудные случаи правописания корней.
Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий.
Правописание НЕ и НИ.
Трудные случаи слитного, дефисного, раздельного
написания слов.
Трудные случаи правописания приставок.
Правописание суффиксов различных частей речи
Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи
Знаки препинания в простом осложнённом
предложении, в сложносочинённом предложении и простом
предложении с однородными членами.
Пунктуация в сложносочинённом
предложении и простом предложении с однородными
членами. Практикум.
Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами (определениями, обстоятельствами, приложениями,
дополнениями). Практикум.
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения.
Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Практикум.
Знаки препинания в сложном предложении с разными
видами связи. Практикум.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста. Практикум
Функционально-смысловые типы речи.
Функционально-смысловые типы речи. Практикум
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов
по происхождению и употреблению. Практикум.
Средства связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте. Практикум.
Речь. Языковые средства выразительности.
Практикум.
Итоговый контроль. Тестирование.
Сочинение- рассуждение. Критерии оценки
сочинения. Вступление. Проблема. Практикум.
Работа над текстом. Комментарий одной из проблем
текста. Работа над текстом. Связь примеров в тексте.
Работа над текстом. Выявление авторской позиции в
Тексте. Практикум. Работа над текстом.
1
Выражения согласия и не согласия с точкой зрения
автора. Аргументация. Практикум.
Заключение в сочинении. Практикум
Работа над текстом. Написание сочинения по тексту
Работа над текстом. Написание сочинения по тексту
Повторение изученного по курсу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Приложение № 1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Драбкина С.В. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс мероприятий для подготовки
учащихся. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр, 2019. -320 с.
2. Егораева Е.Г. 1ЕГЭ: 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. - М.:
Издательство «Экзамен», 2020. -415 с.
3. ЕГЭ -2021. Русский язык. 50 вариантов типовых текстовых заданий. Васильевых
И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., М.: Издательство «Экзамен», 2020. -448 с.
4. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т.,
Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2019. -352 с.
5. Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П. Цыбулько. М.:
«Просвещение», 2019. -320 с.
5