1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура Урала» предназначена для
учащихся 6 классов.
Цель: познакомить учащихся с явлениями культуры Урала, вписывая их в общероссийский и
мировой контекст, и сформировать необходимые предпосылки для становления личности как
гражданина своей страны, с уважением относящегося к своему краю, понимающего его роль и место
в истории и стремящегося осознать пространство культуры региона как поле для своей будущей
деятельности.
Задачи курса:
- рассмотреть художественную культуру Урала в контексте истории художественной
культуры России;
- познакомить с культурой региона (от общего к частному); с ее особенностями в целом,
- дать обобщенный историко-культурный материал;
- познакомить с историей и художественной культурой, этническим прошлым своего народа,
что способствует сохранению «культурной среды» (Д. Лихачев), которая создавалась предками в
тесном единстве со своей жизнью и укладом народа, его общей культурой;
- ввести учащихся в диалог с миром людей, миром культурных ценностей;
- приобщить учащихся к шедеврам не только общечеловеческого, но и национальнорегионального значения с целью не допустить разрыв между общечеловеческими, национальными и
региональными процессами;
- развить у учащихся способность понимать искусство через живое общение с явлениями
культуры региона;
- познакомить с различными видами и формами искусства на Урале;
- актуализировать умения анализировать произведения художественной культуры;
- дать общетеоретические знания о механизмах функционирования культуры;
- систематизировать знания о культуре города, культуре региона, культуре страны;
- формировать осознание роли и места Человека в художественной культуре Урала на
протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших
произведениях регионального искусства;
- постигать систему знаний об единстве, многообразии и национальной самобытности культур
различных народов Урала;
- освоить основные этапы развития региона;
- закрепить навыки восприятия художественных произведений, знания о классификации
искусств, полученные на уроках ИЗО и музыки; постигать общие закономерности создания
художественного образца во всех его видах;
- интерпретировать виды искусств с учетом особенностей их художественного языка, создать
целостные картины их взаимодействия;
- воспитывать художественный вкус, развивать умения отличать истинные ценности от
подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному
диалогу с произведениями искусства;
- закрепить стремление к художественному творчеству, самостоятельной практической
деятельности в конкретных видах искусства;
- создать оптимальные условия для живого эмоционального общения учащихся с
произведениями искусства на уроках курса, внеклассных занятиях, экскурсиях театрально-музейного
практикума и исследовательской работе;
- заложить основу ХК учащихся, желание общаться с ней в течение всей своей жизни.
- создать условия для формирования национального самоопределения личности.
Количество часов - 34.
Формы работы: практикумы, работа с источника, видеоэкускурсии, творческие лаборатории.
Безотметочная система оценивания.
2
Содержание курса
Своеобразие культуры Урала (особый тип культуры, промыслы, духовные традиции).
Проблема традиций в культуре Урала. История изучения региональной культуры Урала.
Горнозаводский тип культуры (связанный с промышленным освоением края, строительством
заводов, особым типом землевладения, с особыми сложившимися социальными группами и с
особым жизненным укладом).
Особенности первобытной культуры: религиозные верования, синкретизм культуры,
памятники первобытного искусства. Памятники первобытного искусства на Урале: наскальная
роспись. Археологические свидетельства первобытной культуры на Урале: металлическая
скульптура Прикамья; Шигирские идолы.
Мифология коренных народов Урала. Предания и легенды. Значение изучения культуры
древнейших времен.
Миссионерская деятельность Стефана Пермского. «Духовные центры» Урала. Верхотурье.
Симеон Верхотурский.
Возникновение городов и их архитектурно-планировочные особенности. Уральские города в
XVI в. Особенности композиционного построения городов-заводов. Урал – центр горнозаводского
дела. Формирование горнозаводского типа культуры как выражения «уральского способа жизни».
Специфика соотношения народного и профессионального в горнозаводской культуре.
Народная традиционная культура: жилище, фольклор, традиции. Домовая роспись.
Театрализованные игрища. Скоморошьи потехи. Кирша Данилов — последний скоморох. Народная
драма на Урале. Персонажи старинного уральского театра.
Основные стили в архитектуре Урала XVI — начала XVIII вв.
Стиль барокко в архитектуре Урала. Памятники барокко на Урале. Храмовое строительство на
Урале. Барокко в храмовом зодчестве: Троицкий собор в Верхотурье, Далматов монастырь,
строгановские постройки в Усолье. Классицизм в архитектуре Урала. «Регулярная застройка»
городов. Уральские архитекторы: А.Воронихин, И.Свиязев, М.Малахов. Постройки усадебного типа.
Усадьба Расторгуева-Харитонова в Екатеринбурге. Классицизм в храмовой архитектуре: НовоТихвинский женский монастырь в Екатеринбурге.
Уральская школа промышленной архитектуры.
Чугунное художественное литье на Урале: изделия Каслинского завода (скульптура,
Каслинский павильон). Златоустовская гравюра на стали: достижения и утраты. Бытовая и
художественная медь уральских заводов. Нижнетагильский подносный промысел: особенности
промысла, технология, мастера. Творчество крепостных художников Худояровых. Сундучный
промысел. Камнерезные изделия уральских мастеров: камеи, вазы, украшения, карта Франции.
Произведения уральских мастеров в Эрмитажных коллекциях.
Керамические изделия: изразцы строгановских заводов, мелкая пластика. Художественный
«красильный» промысел: особенности росписи крестьянских домов.
Судьбы традиционных уральских промыслов в ХХ в.: златоустовская гравюра на стали;
тагильский поднос; гранильно-ювелирный промысел.
Творчество А. Корзухина (1835-1894). Основные произведения. Связи с передвижниками.
Произведения художника в Третьяковской галерее и уральских музеях.
Творчество А. Денисова-Уральского (1864-1926). Основные произведения. Дружба с
Маминым-Сибиряком. Образ Урала на полотнах Денисова-Уральского. Выставки «Урал и его
богатства».
Из истории театральной и музыкальной культуры Урала (XIX – начало ХХ вв.): любительский
театр и музыкальные кружки. Становление профессионального театра. Антреприза Соколова.
Первые театральные постановки.
Этнокультурные особенности народов, населяющих Урал.
Своеобразие художественного творчества народов уральской языковой семьи (коми, ханты,
манси и др.), алтайской языковой семьи (башкиры и татары). Праздники. История Урала: диалог
культурных традиций.
3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей,
в мире региональной художественной культуры;
- проявлять убеждённость в необходимости обосновывать высказываемую позицию;
- проявлять способность самоопределения и самоориентации в информационном поле;
- понимать важность оценки и отбора информации из разных источников;
- осознавать личную ответственность при решении жизненных задач;
- осознавать персональную ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные:
- определять принадлежность художественного произведения к определенному
историческому периоду, определенному творческому методу.
- определять образное содержание произведений;
- уметь обобщать, делать выводы;
- участвовать в дискуссиях;
- сотрудничать при поиске и отборе информации;
- уметь вести диалог;
- уметь осознавать многообразие региональной художественной культуры какого-либо
исторического периода;
- уметь чувствовать и осознавать общие черты в различных произведениях одной эпохи;
- уметь видеть и осознавать в произведениях искусства разных эпох, разных стран, разных
видов «вечные» ценности жизни, касающиеся отношения человека к человеку, к природе, к миру;
- уметь вести сравнительный анализ.
Предметные:
БЛОК 1. Памятники первобытной культуры на Урале
Знать: понятия культура, худ-ная культура, региональная культура и ее место в контексте
России, мира. Синкретизм первобытной культуры, основные памятники этого периода. Памятники
бронзового века, мифологию, Аркаим -город- обсерватория. Его уникальность. Иметь представление
о мифах древнего человека, осмысливать их. Понимать: древние формы религии тотемизм, анимизм,
фетишизм.
БЛОК 2. Культура Урала XVI - XVIII вв
Знать: причины освоения русскими географического пространства, создание здесь центра
горнозаводского дела. О деятельности Стефана Пермского. Уметь обосновать значение
христианизации края. Формы застройки города-завода, причины. Уникальность Невьянской
наклонной башни, ее назначение и культурная ценность. Знать и понимать традиции, праздники
народов Урала, уметь связывать с современностью разбираться в стилях, их основных особенностях.
Знать и понимать причины планирования застройки городов. Познакомиться с деятельностью
архитекторов: Свитязева, Воронихина, Малахова. Знакомство с промышленной архитектурой Урала.
Историю создания усадеб Расторгуева-Харитонова, купцов Рязановых, Севастьянова и др, а также
уметь характеризовать архитектурные ансамбли. Особенности храмового строительства.
БЛОК 3. Уральские промыслы
Знать и уметь характеризовать достижения уральских мастеров художественного чугунного
литья. Принцип гравировки по стали, достижения уральских мастеров. Достижения уральских
мастеров их тайны и секреты. Подносы-картины, расписные дрожки, самовары. Династия
художников Худояровых. Произведения великих мастеров. Уральская гордость. Особенности
изготовления уральских сундуков, центры развития промысла. Познакомить с мастерами. Уральский
поделочный камень. Достижения уральских мастеров: карта Франции, вазы, кремлевские звезды и
4
др. Что такое изразцы. Изготовление посуды, медальонов, игрушек. Центры промыслов. Развитие
промыслов нашего края.
БЛОК 5. Профессиональное искусство Урала.
Знать становление профессионального искусство на Урале. Верещагины -династия пермских
художников. Плюснин Н.М.- жанровая живопись. О творчестве и как деятеле передвижнике
Корзухине А.И., о пейзажисте родного края Денисове – Уральском. Уметь давать оценку творчеству
художников. О творчестве уральских поэтов и прозаиков. Изучать родной край через творчество
Бажова и Мамина-Сибиряка. Как развивалась театральная и музыкальная культура на Урале, ее
особенности, актеры, музыканты, композиторы, их роль в развитии культуры края, своеобразие.
БЛОК 6. Экология культуры.
Знать архитектурный облик родного города и района. Памятники архитектуры и истории.
Названия улиц.
Тематическое планирование
Тема урока
Количество часов
№
пп
1
9
1
Вводное занятие
Памятники первобытной культуры на Урале
Древние легенды об Урале.
Памятники первобытного искусства на Урале.
Шигирские идолы
Пермский звериный стиль.
«Страна городов»
Мифология народов Урала
Мифология народов Урала
Культура Урала XVI - XVIII вв.
Освоение Урала в XVI - XVII вв
Деятельность Стефана Пермского
1
Построение Крепости-завода
1
1
Построение Крепости-завода
1
1
Народные жилища
1
1
Народные традиции и фольклор
1
1
Народные традиции и фольклор
1
1
Горнозаводской тип культуры
1
1
Барокко и классицизм в архитектуре Урала.
1
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Уральские архитекторы. Промышленная архитектура
на Урале
1
Усадебные постройки на Урале
1
1
9
2
Храмовое строительство на Урале
1
Уральские промыслы
1
0
5
2
Чугунное художественное литье
1
2
Златоустовская гравюра на стали
1
2
Нижнетагильская роспись по металлу
1
2
Камнерезное искусство Урала
1
2
Керамические изделия на Урале
1
2
Народные промыслы нашего района
1
2
Профессиональное искусство на Урале
Профессиональные художники и писатели Урала
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
2
Уральские художники (Корзухин А.И., ДенисовУральский А.К.)
2
Уральская поэзия и проза. Бажов П.П., МаминСибиряк Д.Н.
3
Из истории театральной и музыкальной культуры на
Урале
Традиционная культура народов Урала
3
Культура коренных народов Урала: ханты и манси
1
3
Культура коренных народов Урала: коми-пермяки,
коми-зыряне
3
Культура коренных народов Урала: удмурты, башкиры
1
1
1
1
1
1
2
1
3
4
Экология культуры
3
Пешеходный маршрут (или виртуальный) «Мой
Орджоникидзевский район».
Пешеходный маршрут» Мой город Екатеринбург»
1
Приложение № 1
Перечень учебно-методического обеспечения
Дидактические материалы:
видеофильм «Уральская свадьба», «Колядки»,
аудиозаписи с исполнением обрядовых песен, произведений духовной музыки,
методические рекомендации по сбору этнографического материала и его обработке.
6
Библиографический список
1. Ковалевская З.М., Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. – Екатеринбург, Центр
«Учебная книга», 2002.
2. Матвеев А.К. Вверх по реке забвения. Свердловск, Средне - Уральское книжн. изд-во, 1992.
3. Организация экологического воспитания в школе. Пермь, 1990.
4. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Методические рекомендации, проверочные
и контрольные задания, 10-11 класс. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.
5. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Учебное пособие для 10-11 классов. –
Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.
6. Сикорская Г. П. Экологическое краеведение: Программа для подготовки социальных
педагогов. Екатеринбург, 1992.
7. Чагин Г.Н. История культуры народов Урала. - Екатеринбург, 2002.
8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 1998.
7