Планируемые результаты
В ходе освоения программы «Я-исследователь» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):
Предметные:
- осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности;
- выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей,
поиск нескольких вариантов решения проблемы;
- самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по
библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста),
структурирование информации, выделение главного;
- взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Метапредметные:
регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа
и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
коммуникативные:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика;
- умение координировать свои усилия с усилиями учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать
относительность других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
личностные:
- положительное отношение к проектной деятельности;
- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
- внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;
- эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Содержание учебного курса
Работа над проектами – 16 ч.
Круг твоих интересов. Хобби. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи. Выбор темы твоего
исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач. Работа над проектом «Что такое хорошо». Карта и эмблема проекта. Этапы работы над
проектом. Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требование к составлению
анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Составление памяток по теме проекта. Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения
материала на постере. Практическая работа. Создание мини-постера
Знакомство с компьютерной программой МРР и исследовательские умения – 18 ч.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Программы МРР. Анимация. Настройка анимации. Программа МРР - Microsoft Power
Point Дизайн. Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. Закрепление полученных
знаний, умений и навыков в работе с программой МРР. Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
Проведение наблюдений и экспериментов. Опре6деление методов исследования. Проверка интуиции, определение гипотез. Развитие
логического мышления, логики. Проведение семинара, направленного на подготовку обучающихся к защите исследовательских проектов. Определение
проблемы и тем исследовательского проекта. Проведение исследования обучающимися. Подготовка к защите исследовательских проектов. Защита
проекта.
Тематическое планирование, в том числе с учетом Рабочей программы воспитания,
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ Наименование
раздела, темы
занятия
Наблюдение и
1
экспериментирование
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Методы
исследования
Наблюдение и
наблюдательность
Совершенствование
техники
экспериментирования
5 Интуиция и создание
гипотез
6
Правильное
мышление и логика
7 Искусство делать
сообщения
Искусство задавать
8
вопросы и отвечать
на них
Семинар «Как
готовиться к защите»
Определение
1 проблемы и выбор
темы собственного
исследования
Индивидуальная
работа по
1 планированию и
проведению
самостоятельны
х исследований
1 Коллективная играрасследование
1 Индивидуальная
Количество
часов
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
Основные направления
воспитательной деятельности
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
3
2
6
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://infourok.ru/prezentaciya-po-proektnoydeyatelnosti-nablyudenie-i-eksperimentirovanieklass-1254523.html
https://infourok.ru/prezentaciya-metodiissledovaniya-2449260.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-temenablyudenie-2878343.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2016/01/24/detskoe-eksperimentirovanie-kaksredstvo-formirovaniya
Форма
проведения
занятия
Игра
Викторина
Путешествие
Конкурс
https://www.youtube.com/watch?v=e5JdrH8TnTw
Круглый стол
https://www.youtube.com/watch?v=DkP2MYByG4o
Путешествие
http://www.myshared.ru/slide/231670/
Игра
https://www.youtube.com/watch?v=8hHGgQF8wz0
https://infourok.ru/vneurochka-uchus-sazdavatproekt-klassi-710612.html
Викторина
Семинар
https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyupostanovka-problemi-issledovaniya-vibor-temiissledovatelskoy-raboti-2956287.html
Круглый стол
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2016/03/24/planirovaniesamostoyatelnoy-raboty
Консультация
https://infourok.ru/prezentaciya-k-urokuigresledstvie-vedut-znatoki-3463818.html
https://infourok.ru/prezentaciya-individualnoe-
Путешествие
Консультация
консультационная
работа по
проведению
самостоятельны
х исследований
13
1
14
Семинар
Участие в защитах
1 исследовательских
15
работ и творческих
проектов учащихся
Подготовка
1
собственных работ к
16
защите
Собственная защита
1 исследовательских
17
работ и творческих
проектов
Итого
1
2
духовно-нравственное
konsultirovanie-podhodi-i-celi-2662089.html
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
https://infourok.ru/prezentaciya-individualnoekonsultirovanie-podhodi-i-celi-2662089.html
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
2
Научно-образовательное,
духовно-нравственное
2
34 ч
Семинар
https://www.youtube.com/watch?v=P8nVHcic
iBY
Представление
результатов
https://infourok.ru/prezentaciya-kak-oformit-izaschitit-issledovatelskuyu-rabotu-1699425.html
Консультация
http://www.myshared.ru/slide/1015355/
Круглый стол