ВД_Финансовая грамотность

Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО) и авторской программы Ю.Н.Корлюговой, Е.Е.Гоппе «Финансовая грамотность» для 4 класса,
М.:ВАКО, 2018 год
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи.
При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 4 классов.
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;
Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и
окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:

Понимание цели своих действий;
Составление простых планов с помощью учителя;
Проявление познавательных и творческой инициативы;
Оценка правильности выполнения действий;
Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
коммуникативные:

Составление текстов в устной и письменной формах;

Умение слушать собеседника и вести диалог;

Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проводить элементарные финансовые расчёты.
Содержание программы
Тема
Количество часов
Содержание






Что такое деньги и какими
они бывают?

13

Из чего складываются доходы в семье

8

Деньги счёт любят, или как
управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

13

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные
деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят
деньги?»
Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги?
Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный
бюджет?
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет
Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Това-

ры и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие
«Что нового я открыл для себя?»
Итого

34
Виды деятельности:

познавательная;
игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы;
мини-исследования;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
игры.
Программа реализуется через следующие формы занятий:

ситуационная игра

образно-ролевые игры

исследовательская деятельность

урок-практикум

дискуссия, обсуждение
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на
обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или
специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема)
и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:
в работу вовлечены все участники;

-используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
-обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность
для самореализации.
Тематическое планирование, в том числе с учетом Рабочей программы воспитания,
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Тема
Количество часов
Основные направления воспитательной деятельности
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают
13 ч.
1
Как появились деньги?
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
2
История монет
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное, патриотическое
3
Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное, патриотическое
4
Представление творческих работ «Монеты Древней Руси»
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
5
Бумажные деньги
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
6
Безналичные деньги
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
7
Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница?
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
8
Исследование «Деньги современности»
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
9
Представление результатов исследования
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
10
Валюты
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
11
Интерактивная викторина «Деньги»
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
12
Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»
1
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
13
Представление результатов мини-исследования «Сколько сто1
Научно-образовательное, гражданское,
ят деньги?»
духовно-нравственное
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье 8 ч.
14
Откуда в семье берутся деньги
1
Научно-образовательное, гражданское,

15

Как заработать деньги?

1

16

На что семьи тратят деньги?

1

17

Вот я вырасту и стану…

1

18

Профессии будущего и настоящего

1

19

А чем занимаются банкиры?

1

20

Как приумножить то, что имеешь?

1

21

Как правильно планировать семейный бюджет?

1

Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал 13 ч.
1

22

Как тратить с умом?

23

Примерный бюджет школьника

1

24

Семейный бюджет

1

25

Бюджет Российской Федерации

1

26

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

1

27

Если расходы превышают доходы, образуются долги

1

28

Игра «Древо решений»

1

29

Товары и услуги

1

30

Странное слово «Монополисты»

1

духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное, профессионально-трудовое
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное, профессионально-трудовое
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное, профессионально-трудовое
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное

Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное, патриотическое
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,

31

Игра «Монополия»

1

32

Творческий проект «Мое предприятие»

1

33

Защита проекта «Мое предприятие»

1

34

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

1

Итого

34

духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное
Научно-образовательное, гражданское,
духовно-нравственное


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».