Информация о здоровом питании (программы, методические рекомендации, конкурсы)
02.09.2024
Питание школьника и его здоровье
01.09.2022
Питание школьника и его здоровье.
Методические рекомендации МР 2.4.0179-20
01.09.2022
Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 "Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций."
Программа "Разговор о правильном питании"
02.09.2024
Целью программы "Разговор о правильном питании" является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:
- "Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;
- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет;
- "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет.
Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка или подростка, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
Разговор о правильном питании.
Разнообразие питания:
- Самые полезные продукты.
- Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
- Где найти витамины весной.
- Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.
- "Каждому овощу свое время.
1. Как правильно есть
2. Культура и поведение во время еды
Режим питания:
- Удивительные превращения пирожка.
Рацион питания:
- Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.
- Плох обед, если хлеба нет.
- Полдник. Время есть булочки.
- Пора ужинать.
- Если хочется пить.
Культура питания:
- На вкус и цвет товарищей нет.
- День рождения Зелибобы.
Две недели в лагере здоровья.
Разнообразие питания:
- Из чего состоит наша пища.
- Что нужно есть в разное время года.
- Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
Гигиена питания и приготовление пищи:
- Где и как готовят пищу.
- Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Этикет:
- Как правильно накрыть стол.
- Как правильно вести себя за столом.
Рацион питания:
- Молоко и молочные продукты.
- Блюда из зерна.
- Какую пищу можно найти в лесу.
- Что и как приготовить из рыбы.
- Дары моря.
Традиции и культура питания:
- Кулинарное путешествие по России".
Формула правильного питания
Рациональное питание как часть здорового образа жизни:
- Здоровье - это здорово.
- Продукты разные нужны, продукты разные важны.
Режим питания:
- Режим питания.
Адекватность питания:
- Энергия пищи.
Гигиена питания и приготовление пищи:
- Где и как мы едим.
- Ты готовишь себе и друзьям.
Потребительская культура:
- Ты – покупатель.
Традиции и культура питания:
- Кухни разных народов.
- Кулинарное путешествие.
- Как питались на Руси и в России.
- Необычное кулинарное путешествие.
Реализация Программы определяется ее модульным характером, что предполагает:
- вариативность при выборе площадок для ее реализации. Программа может быть использована в учреждениях различного типа - общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, в системе дополнительного образования и т.д.;
- свободным выбором сроков реализации как каждой из тем, так и всей Программы в целом. Сроки реализации определяются самим педагогом с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д.
- вариативность способов реализации Программы, которая может быть реализована в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), в рамках факультативной и кружковой работы, в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.
Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.
Так, ряд тем первой части Программы "Разговор о правильном питании" может быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира. Темы второй части Программы "Две недели в лагере здоровья" могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках обслуживающего труда.
Темы третьей части Программы "Формула правильного питания" могут быть включены в содержание уроков литературы, русского языка, математики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Реализация Программы «Разговор о правильном питании» в практической педагогической деятельности - это один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Итоги районного конкурса "Поварское дело"
01.09.2022